Российскую авиагруппу в Канте сложно назвать полноценной военной базой. Никакой тяжелой техники вроде танков или бронемашин, реактивных систем залпового огня и артиллерии больших калибров там нет. Этим Кант отличается, допустим, от 201-й российской военной базы в соседнем Таджикистане, где имеется весь арсенал сухопутного вооружения.
Зато на авиабазе ОДКБ в Канте есть самолеты и вертолеты. Это модернизированные штурмовики Су-25 по прозвищу «Грачи» и вертолеты Ми-8 последних модификаций. Модернизированные Су-25СМ3, соответственно, называют «Суперграчи». Всего в Канте порядка двадцати самолетов.
Главная задача штурмовиков – авиационная поддержка войск стран ОДКБ, в том числе 201-й российской военной базы в сдерживании возможной военной угрозы со стороны неспокойного Афганистан.
Базирующиеся в Канте самолеты прошли глубокую модернизацию: повышено бронирование, установлены новые двигатели и авионика. Одна из главных «фишек» - комплексы для бомбометания «Гефест». Они превращают обычные бомбы в управляемые боеприпасы. В итоге повышаются точность удара и урон противнику. «Суперграчи» вместе с «Гефестом» уже прошли обкатку в Сирии.
На вооружении российской авиабазы в Киргизии – беспилотные разведчики «Орлан-10». Они способны дать «картинку» в хорошем разрешении с расстояния в 120 км. Продолжительность полета – несколько часов. Пара десятков таких дронов сведены в особое подразделение беспилотной авиации. Оно – самое молодое: образовано в этом году. Премудростям разведки с воздуха операторы «Орланов» обучились в спеццентре Минобороны в Коломне. Теперь база в Канте имеет «глаза» с дальнозоркостью, минимум, 120 км.
Что касается личного состава 999-й российской авиабазы, то он по численности не превышает 500 человек. Для сравнения, в 102-й российской военной базе в армянском Гюмри – порядка 2,5 тысяч военнослужащих. Примерно столько на базе в Таджикистане. Кстати, в Канте солдат срочной службы нет – служат только контрактники.
Взлетная полоса аэродрома в Канте относится ко второму классу. Это значит, что сюда без ограничений могут сесть даже тяжелые транспортники. В проекте сделать ВПП еще шире и длиннее. Тогда «взлетка» без проблем примет и полностью загруженный Ил-76 вместе с «Русланом» Ан-124, и даже громадин-стратегов Ту-22М3, «Медведей» Ту-95 и Ту-160 «Белый Лебедь».
Далеко не всегда к базе в Канте местные власти относились однозначно хорошо. Так, с 2012-го года все чаще в политикуме Киргизии озвучивалась идея «отправить русских домой». Громче всех об этом заявлял тогдашний президент Алмазбек Атамбаев, которого сейчас на волне бунтов освободили из СИЗО. Он предлагал не продлевать договор о размещении российской авиабазы в Канте. Однако окончательного решения принято так и не было.
Между тем, база в Канте – официальный старожил в Киргизии. Она появилась тогда, когда Кыргызстана как отдельной республики еще не существовало. В 1941-м сюда перебралась авиашкола из Одессы. После войны она стала полноценным авиационным училищем. После распада Союза там было организовано киргизское военное авиационное летно-техническое училище. Но через 11 лет Россия вновь пришла в эти края. В 2003 году авиационное подразделение сил ОДКБ официально получило прописку в Канте.
В 2005-м в Киргизии грянул первый политический кризис, прозванный «Тюльпановой революцией». Тогда, как пишут СМИ, под парами стояли военно-транспортные Ил-76, Ан-24, Ан-18 и Ил-18 для эвакуации русского населения. В это же время, поговаривают, сторонников революции пугали «русскими истребителями и штурмовиками» с российской базы в Канте. Тогда обошлось. Изменится ли ситуация теперь?
Все эксперты единодушны во мнении: авиабаза в Канте будет придерживаться нейтралитета, какие бы политические кризисы ни грянули в республике. Главная цель нашей 999-й базы четко прописана в договоре – поддержка с воздуха действий воинских подразделений Коллективных сил быстрого развертывания ОДКБ.
Главная опасность сегодня – террористы и до сих пор неспокойный Афганистан. Поэтому единственная причина, по которой российская авиация может быть применена – террористическая угроза. Пока, кроме шаек уличных мародеров в Бишкеке, ничего региону не угрожает. Но усмирять их – конечно же, не дело «Грачей».