«До сих пор ни один орган государственной власти либо не работает, либо полностью бездействует. Дружинники продолжают выполнять свою главную задачу - охранять город от мародеров. Активисты привозят горячие напитки и еду. В столице много автомобилей без государственных номеров, в некоторых частях города они передвигаются колоннами. Являются ли они сторонниками какой-то партии — этого мы не знаем. Никаких активных действий с их стороны пока не было», — рассказал нам о ситуации на улицах Бишкека один из дружинников, Константин. В мессенджерах жителям киргизской столицы рассылают сообщения, чтобы они никому не открывали дверь. Якобы кого-то уже ограбили и теперь неизвестные люди готовятся врываться в дома и хватать все, что попадется им на глаза.
Вот типичная картинка из Бишкека. Около 13:00 в телеграм-чате добровольцев срочно запрашивается помощь к Дому правительства. Туда пытаются прорваться около 20 человек. На опубликованном видео из нескольких джипов выскакивают мужчины и несутся к дверям правительственного здания. Среди них могут быть сторонники, назначенного парламентом Киргизии премьера Садыра Жапарова. У них там как раз должен был пройти митинг. Сообщается, что сам Жапаров зашел Дом правительства. Дружинника, который пытался помешать, запинали ногами.
Пока в стране творится хаос, жители задаются вопросом: где же находится президент Сооронбай Жээнбеков. С начала протестных акций, он не появляется на публике. В Сети были опубликованы несколько его видеообращений, но где они были записаны, не известно. «В стране нет власти, поэтому нет и милиции. Все сейчас стали самопровозглашенными. Пора армию водить в город и комендантский час. В городе очень много людей, распивающих спиртное. Скорее бы все стало нормально!» - пишет один из жителей Бишкека.
В МВД Киргизии заявляют, что им не известно местонахождение главы государства. При этом пресс-секретарь президента Толгонай Стамалиева уверяет: Жээнбеков находится в Бишкеке, лично встречается со всеми политическими силами и ведет переговоры, чтобы вернуть ситуацию в стране в правовое поле. В свою очередь, в Совбезе обещают закрыть границу страны, чтобы помешать лидеру страны сбежать. С какой целью они планируют его удерживать, также не ясно.
Эти события мы обсудили с Аркадием Дубновым.
- Жээнбеков гораздо приличнее по своим человеческим качествам, нежели его предшественник. Однако он слабый президент, - считает эксперт. - Он не сумел обеспечить обещанную им, честную парламентскую кампанию. Не сумел отреагировать на происходящее в первые дни после выборов. В этом заключается его политическая слабость.
Конечно, он поступил правильно, не отдав приказ на силовой разгон протестующих, не открыв по ним стрельбу. Хотя бы в этом можно увидеть извлечение уроков прошлых революций, во время которых погибли десятки людей. При этом его отсутствие хоть и вызывает недоумение, но в истерику никто не впадает, руки в горе никто не вскидывает, восклицая: «Где наш президент?!».
Столкновения различных групп влияния, кланов, старых и новых политиков, наверное, для Киргизии вполне естественны. Главное, чтобы это происходило в рамках безопасной действенности всех структур. Важно, чтобы никто не стрелял, не устраивал мародерства.
Молодые киргизские лидеры, которые уже сейчас находятся на политической арене должны, наконец, обрести осознание ответственности за свой народ, избирателей, сторонников. То, что произошло вечером 5 октября, когда оппозиция вывела людей на улицы, а затем самоустранилась от руководства этой толпой — привело к погромам.
В какой-то момент киргизы становятся малоуправляемыми. Их руководителям нужно было либо оставаться на площади и контролировать этот процесс, либо не выводить людей вовсе. Проявленная безответственность должна стать уроком.
- Почему оппозиция хочет удержать президента в стране?
- Такого рода популистские заявления характерны для киргизских политиков. Народ не доволен чиновником — хорошо, мы его не выпустим и накажем. Это популизм, исходящий их самых простых стремлений ответить на желания народа.
- Что касается самого Жээнбекова, этот вопрос будет решаться отдельно. Предположу, что сейчас на некоторое время его оставят в статусе президента. Как минимум, скоро в онлайн-режиме пройдет саммит СНГ и будет странно, если его кресло будет пустовать. Если отстранить его сейчас, это обозначит серьезный политический кризис, в решении которого должна будет принять участие Москва. А так, есть президент — хорошо, нет — ну тоже неплохо, страна продолжает жить.
- Могла ли киргизская ситуация подогреваться внешними силами?
- Нет. Это исключительно киргизская специфика: противостояние севера и юга. При этом, люди в Киргизии очень темпераменты и быстрые на реакцию. Они сначала делают, а потом уже обдумывает последствия своих действий.