Как бывшие президенты попадают под суд

От скамьи подсудимых не застрахованы даже самые сильные мира сего

Каким бы ни был успешным политик, следует помнить, что и он подсуден — и даже не небесному, а обычному, земному суду. И примеры этому мы видим практически ежегодно. Так, можно обратить внимание на экс-президента Эквадора Рафаэля Корреа и экс-президента Колумбии Альваро Урибе. Между этими политическими деятелями есть много общего и немало различий. Оба в недавнем прошлом находились на вершине власти в соответствующих странах. Но по идеологическим взглядам существенно отличались друг от друга.

От скамьи подсудимых не застрахованы даже самые сильные мира сего

Расположенная на стыке Северного и Южного полушарий, Республика Эквадор много лет отличалась фантастической нестабильностью. В конце минувшего — начале нынешнего века президенты сменялись с калейдоскопической быстротой. Большинство уходили досрочно.

Все изменилось с приходом к власти в 2006 году Рафаэля Корреа. Он в двухтуровом поединке одолел бананового короля мультимиллионера Альваро Нобоа. Добившись успеха, победитель созвал Конституционную ассамблею. Она приняла обновленный Основной закон, одобренный на референдуме 2008 года. В следующем цикле вторично занял кресло президента. В 2013 году вновь стал главой государства. Всего находился у руля правления свыше 10 лет. В 2014 году вводится конституционная поправка, позволяющая первому лицу баллотироваться неограниченное количество раз.

Р.Корреа родился 6 апреля 1963 года. Окончил католический университет, продолжил учебу в университетах США и Бельгии. В 2002 году в Иллинойском университете получил степень доктора экономики. Бегло говорит на английском и французском языках. Изъясняется на кечуа, который выучил в бытность миссионером в индейской общине. Сам себя определяет левым, но не марксистом, а христианином. Он женат на бельгийке Анне Мальербе, у супружеской пары трое детей.

Партия Корреа за короткий срок сумела завоевать авторитет в различных слоях общества. В стране произошли кардинальные перемены, получившие наименование «гражданская революция». Приоритетом стала забота о стариках и детях. Принес обильные плоды курс на повышение жизненного уровня, создание новых рабочих мест с выплатой гарантированной заработной платы, открытие пансионатов для инвалидов и лиц преклонного возраста, детских садов и яслей, создание школ и высших учебных заведений для молодежи. С 2006 по 2016 год число неимущих уменьшилось на 1,5 миллиона человек, сократилась пропасть между социальными слоями.

В 2014 году правящая команда столкнулась с трудностями. Финансовый кризис 2015 года, обусловленный катастрофическим падением цен на нефть, больно ударил по гражданам. В этой ситуации Р.Корреа отказался от участия в грядущей электоральной кампании, заявив, что после сдачи мандата уедет в Бельгию, на родину супруги, где проживают ее престарелые родители, нуждающиеся в уходе. И продолжит занятия научной деятельностью.

Тогда правящая команда выдвинула кандидатом на высший пост Ленина Морено, инвалида-колясочника, одержавшего трудную победу в двухтуровом поединке. Вступив в должность, в целом продолжал социальный курс предшественника. Но вскоре возникли разногласия по ряду проблем. Он организовал всенародный плебисцит, отменивший поправку, позволяющую президенту баллотироваться неограниченное количество раз.

Аргументируя необходимость созыва подобного мероприятия, Л.Морено подчеркивал: «Если бы существовала сменяемость власти, то никто бы не мог присваивать себе пожизненный королевский титул и навечно оставаться у руля правления. Власть, к сожалению, — это наркотик, пьянящий и возбуждающий человека. Он с каждым разом становится все более авторитарным, склонным к конфронтации и коррупционным схемам».

4 февраля 2018 года 64,12% избирателей отвергли поправку о бессрочном избрании первого лица. Р.Корреа лишался права выдвигаться вновь. Тот выразил недовольство данным решением, заявив, что Л.Морено предал идеалы «гражданской революции».

Вслед за этим Л.Морено издал распоряжение, предписывающее генеральному прокурору Пабло Сели создать комиссию по расследованию законности расходования внутренних и внешних заимствований экс-президента с января 2012 по май 2014 года. В комиссию вошли квалифицированные эксперты в сфере права и экономики. В СМИ появилась информация о вызове экс-президента в прокуратуру для дачи показаний по делу бывшего министра энергетики Алексея Москеро, обвиненного в получении взятки у бразильской строительной корпорации Odebrecht.

Тщательно изучив эти и прочие случаи, Национальный суд приговорил Р.Корреа в апреле 2020 года к восьми годам тюремного заключения. Ему вменяется в вину создание криминального сообщества из крупных предпринимателей, передававших экс-президенту вознаграждения на сумму 7,5 миллиона долларов в обмен на получение льготных заказов. Фигуранту также запретили занимать в последующие 25 лет выборные должности. Суровый вердикт вынесен заочно, ибо осужденный находится вне пределов родины, у супруги.

Переместимся в Колумбию. Десятилетиями демократически избранные президенты безуспешно старались покончить с гражданской войной между властью и партизанскими формированиями.

Ситуация стала меняться после прихода к власти в 2002 году молодого, харизматичного Альваро Урибе Велеса. Он выходец из состоятельной, аристократической семьи. Прошел все ступени политической лестницы, избирался алькальдом Медельина, губернатором Антиохии.

Он вступил в должность в 2002 году, имея заоблачный рейтинг, поскольку добился несомненных успехов в обуздании повстанцев. На фоне этих достижений спустя пару лет инициировал реформу Основного закона, запрещавшего второе выдвижение. Поправку одобрил конгресс — двухпалатный парламент. В соответствии с этим в 2006 году выдвинулся вторично. Вновь одержал убедительную победу. Это обстоятельство вскружило голову амбициозному деятелю, и он вознамерился баллотироваться в третий раз.

Вокруг этой проблемы в обществе развернулась острая полемика. Ее суть заключалась не в том, останется или нет президент на посту. Речь шла о судьбах правового государства. Один из видных политиков, сенатор от Демократического полюса Густаво Петро, выразился предельно четко. Он сказал: «Урибе предстоит сделать выбор между двумя вариантами. Либо продлить пребывание у власти, поскольку у него не будет соперников, либо завершить второй мандат человеком, сломавшим хребет Революционным вооруженным силам Колумбии». В дискуссию включилась и Ингрид Бетанкур, самая известная в прошлом заложница партизан, освобожденная по требованию международного сообщества. Касаясь обсуждавшегося вопроса, она заметила, что это дело самих колумбийцев. Но оно крайне опасно для демократического процесса, его нельзя связывать лишь только с одной личностью, надо открыть дорогу представителям другого поколения.

Опрос общественного мнения, проведенный в феврале 2010 года, показывал, что большинство граждан противились участию А.Урибе в намечавшихся выборах. Сам же глава государства долго хранил молчание, избегал прямого ответа, ограничивался витиеватыми фразами, типа все зависит от воли Божьей и желания народа. При этом утверждал, что 8 лет явно недостаточно для решения проблем страны, которая из 200 лет независимого существования лишь 47 жила в условиях мира.

Точку в затянувшемся процессе поставил вердикт Конституционного суда, вынесенный 25 февраля 2010 года. В документе признавалось незаконной попытка созыва референдума с целью внесения поправки в Конституцию, позволяющей третье избрание.

Аналитики, обращая внимание на стиль и манеру поведения А.Урибе, подчеркивали, что для него характерна конфронтационная манера поведения, это порождало бесконечные конфликты с судебной властью. Он в значительной степени был индивидуалистом, низводил членов кабинета до положения простых ассистентов. Нередко нарушал права человека. При всем при том вошел в историю как самый эффективный менеджер, победивший инфляцию, обеспечивший экономический рост, увеличивший занятость, способствовавший притоку иностранных инвестиций.

Весьма неожиданным для общественности стало решение Верховного суда от 4 августа 2020 года поместить под домашний арест до завершения расследования 68-летнего А.Урибе. Ему инкриминируется связь с военизированными формированиями, финансировавшими электоральные кампании. Изоляция продиктована необходимостью избежать давления на свидетелей. Это уникальный случай в новейшей истории. Известие произвело сенсацию в стране и за рубежом.

Сам по себе этот факт служит подтверждением абсолютной независимости органов законодательной и исполнительной власти. Против вердикта выступил глава государства Иван Дуке. Это не случайно, ведь А.Урибе его ментор. Но это делу вряд ли поможет. Таковы реалии республики. В защиту обвиняемого высказался и Майк Помпео, вице-президент США.

При всех различиях у двух неординарных политиков причудливо переплелись судьбы. Весьма примечательно, что оба оказались в фокусе внимания правосудия в одном и том же високосном 2020 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру