Первую войну в Нагорном Карабахе в 1992-1994-м военная база в Гюмри не застала. На карте Армении она обозначилась в 1995 году, после подписания соглашения между Москвой и Ереваном. Основой российского контингента стала 127-я мотострелковая дивизия Закавказского военного округа - несколько тысяч человек, вместе с бронетехникой, комплексами ПВО и авиацией.
Сегодня 102-я российская военная база в Гюмри – это почти 2,5 тысячи военнослужащих. Чуть больше половины - солдаты срочной службы. Есть мотострелковые, танковые подразделения, а также артиллерийские и ракетные дивизионы. На вооружении подразделений ПВО — зенитные комплексы С-300.
Также имеется рота спецназа, подразделение операторов беспилотной авиации. С воздуха эту группировку готов прикрыть авиаполк, базирующийся на ближайшем аэродроме «Эребуни», что под Ереваном. Авиационную поддержку готовы оказать модернизированные истребители МиГ-29, ударные вертолеты Ми-24, транспортные Ми-8МТ. Отлажено взаимодействие с армией Армении.
Многие военные эксперты 102-ю базу в Гюмри считают самым боеспособным формированием в Закавказье. Более того, ровно год назад российский министр обороны Сергей Шойгу объявил о планах увеличить боеспособность базы вдвое.
И понятно, для чего это делается: российская база в Гюмри — южный передовой форпост. Рядом страна НАТО – Турция.
После прихода к власти в Армении прозападного лидера Никола Пашиняна казалось, что Армения может сменить внешнеполитический вектор — с России на НАТО. И тогда мог стать вопрос о присутствии на ее территории 102-й российской военной базы. Но этого не произошло. А теперь вот вновь вспыхнул «замороженный» конфликт в Нагорном Карабахе.
Может ли быть втянута в эти события наша база? Ведь от Гюмри до столицы непризнанной республики Нагорного Карабаха - Степанакерта чуть более 300 километров по прямой.
В соглашении Москвы и Еревана четко прописано, что база в Гюмри несет союзническую миссию по поддержанию объединенной системы противовоздушной обороны СНГ и своевременному реагированию на любые угрозы, возникающие на южных рубежах.
Военный эксперт Олег Желтоножко считает, что причин у 102-й военной российской базы в Гюмри оказаться в роли миротворца - нет.
–Формально, несмотря на антураж, пока это конфликт не межгосударственный, а, скажем так, военное столкновение на территории Азербайджана с мятежными силами, - сказал эксперт. – То есть идет война регулярной армии Азербайджана с силами непризнанной республики Нагорного Карабаха. Да, Карабах обороняется при поддержке Армении. Да, Турция уже заявила, что поддерживает начинания азербайджанского братского народа. Но дальше слов дело не идет – явных признаков конкретной прямой военной помощи от Анкары пока нет. То есть, повторюсь, нет полноценного боевого столкновения между вооруженными силами Армении и войсками Азербайджана. А значит, и причин нам втягиваться в конфликт нет.
По мнению Желтоножко, не смотря на шумиху в СМИ и в социальных сетях, стороны сами не сильно горят желанием разворачивать конфликт до масштабов полноценной войны.
–Это подтверждает и то, что в полную силу не не применяются боевая авиация, крупные пехотные и бронетанковые соединения. Да, есть артобстрелы, применение дронов, но масштаб их ограничен. Все, что там происходит – это очень узкий тактический уровень.
Из этого эксперт делает вывод: всем сторонам нужен лишь пропагандистский эффект, а не затяжная война с непредсказуемыми последствиями.
–Особенно это касается Азербайджана. Ведь в Баку прекрасно понимают, что будет, если в дело вмешается 102-я российская база, - продолжает Желтоножко. – Поэтому они стараются все делать так, чтобы ни в коем случае не провоцировать Россию. На стороне Азербайджана - фактор времени. У них есть возможность долго, методично и настырно «откусывать» кусочки спорных территорий. Что делать Армении? Надо как-то держать существующие рубежи, с как можно меньшим ущербом для себя. И, конечно, надеяться на то, что какое-то внешнеполитическое давление заставит Азербайджан остановиться.
Тем не менее, считает эксперт, база в Гюмри, скорее всего, уже приведена в повышенную готовность и отслеживает ситуацию.
Между тем, президент Владимир Путин призвал Армению и Азербайджан прекратить огонь в Нагорном Карабахе. Он напомнил, что у России перед Арменией есть обязательства в рамках ОДКБ. Однако, как пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, эти обязательства не касаются непризнанной Нагорно-Карабахской республики.