- 75% людей рады, что произошла замена. Вы не поверите, но очень все довольны, все ждали, когда же это произойдёт, когда наконец уйдет Васильев», - рассказали «МК» по телефону жители Махачкалы. - Все ждут одного, чтобы пришел жёсткий, принципиальный военный и начал всех сажать: коррупционеров, проворовавшихся чиновников... Может быть, и простым людям достанется, но мы согласны потерпеть, лишь бы он прекратил тот беспредел, который творится здесь сегодня.
Как и прогнозировали эксперты, Владимир Васильев не стал дожидаться выборов в Госдуму в 2021-м году. Возможно, его отставка связана и с возрастом - все-таки 71 год, против 55 лет Меликова, и с непростой ситуацией в самом регионе, а также с желанием Кремля как можно более скрупулезно подготовиться к будущей избирательной компании. Дагестан ошибок не простит.
Вот только оправдает ли Меликов возложенные на него ожидания? Ведь когда ровно три года и два дня назад, 3 октября 2017-го, сюда пришёл Васильев, все тоже хотели от него твёрдую руку и справедливые решения.
Однако, похоже, он не оправдал возложенных на него ожиданий. Одним из самых провальных репутационных решений Васильева стало так и не доведённое до суда дело братьев Гасангусейновых, убитых в 2016-м году.
17-летний Наби и 19-летний Гасангусейн, пастухи из селения Хиндах, возвращаясь с работы, были расстреляны группой неизвестных. Когда их обнаружили родственники, на парнях были надеты чужие большие куртки, на груди повешены автоматы.
Полиция заявила, что парни – боевики и были уничтожены силовыми структурами в ходе спецоперации.
Но семье удалось поднять шум, они открыто заявили, что на их детей хотят «повесить» чужие убийства в районе, что их специально расстреляли ради этого, и стали добиваться правды.
Были митинги, пресс-конференции, привлекли внимание общественности и журналистов, иск родных дошёл до ЕСПЧ.
Через год, уже при Васильеве, 15 ноября 2017 года, уголовное дело по статье убийство все-таки было возбуждено. Отца погибших братьев официально признали потерпевшим. Еще через год, 2 октября 2018 года, дело забрали на расследование в Москву.
С тех пор, так ничего больше и не произошло. К ответственности никого не привлекли. Убийцы на свободе. Хотя вопрос об этом уголовном деле был задан Путину во время журналистской пресс-конференции. Тот поручил поставить точку в расследовании главе СК - Александру Бастрыкину.
Однако 10 марта 2020 Следственный Комитет в очередной раз отказал в возбуждении уголовного дела в отношении лиц, возможно причастных к этому преступлению... Получается, что Васильев не смог изменить сложившуюся систему в свою пользу.
Поэтому вот как отреагировали на нынешнюю его рокировку на Меликова читатели самых популярных в республике пабликов:
«А в самом Дагестане достойных кандидатур нет, что ли, кто родился и вырос здесь?».
«Сможет ли Алиевич (отчество Сергея Маликова - авт.) справиться с непрекращающейся борьбой кланов?».
Впрочем, есть и гораздо более конспирологические теории произошедшего ухода. Например, что свою должность Васильев потерял ещё весной, когда вчистую «проиграл» битву с коронавирусом. Дагестан тогда возглавил анти-рейтинг российских регионов по тяжести течения, а также количеству летальных исходов COVID-19.
Огромная вспышка заболевания произошла здесь весной. Болели целыми селениями. Тогда в мае из-за участия в массовых свадьбах и похоронах заразились десятки тысяч человек, ситуацию скрывали до последнего, пока сами жители не достучались до Москвы и не взмолились о помощи.
Для лечения пациентов с COVID-19 в республику немедленно вылетели борты с медиками и лекарствами, были срочно развернуты полевые госпитали Минобороны, заработали мобильные лаборатории для диагностики. Эпидемию удалось остановить.
Однако, осадок, по всей видимости, остался.
Косвенным подтверждением того, что именно халатное отношение к борьбе с пандемией стало причиной ухода Васильева, является последнее заявление Владимира Путина, который пообещал новому руководству Дагестана продолжать оказывать поддержку в борьбе с распространением коронавирусной инфекции.
"Продолжает быть актуальной тема борьбы c "ковидом", с инфекцией. Очевидная совершенно вещь, это лежит на поверхности, будем и дальше помогать".
Президент обратился к Сергею Меликову, чтобы тот вместе со специалистами решил, что необходимо сделать для борьбы с коронавирусом в республике в первую очередь.
В данный момент число заболевших в Дагестане стабилизировалось, вот уже почти месяц оно варьируется в пределах от 78 человек (данные за 6 сентября) до 84 (5 октября).
Официальное число выявленных инфицированных COVID-19 на 4 октября составило 13 768 человек. За всё время пандемии в регионе скончались от подтверждённого COVID-19 642 (+2 за сутки) человека.
На фоне остальной России, переживающей новую волну заболевания, эти цифры выглядит более, чем благополучно. Но насколько они отражают реальность? Или ценой многочисленных смертей население и вправду смогло приобрести тот самый коллективный иммунитет?
Месяц назад, проездом побыв в Дагестане, журналист «МК» не нашла ни одну семью, которую бы не затронул COVID-19. Все уже переболели.
Читайте также: Названы скрытые причины отставки Васильева в Дагестане