Обстановка в Нагорно-Карабахском регионе оставается напряженной: вооруженные силы Армении и Азербайджана обстреливают позиции друг друга из крупнокалиберной артиллерии. Сообщается о потере то ли одного, то ли двух армянских штурмовиков Су-25. Говорят о наборе добровольцев на войну. Ряд экспертов считают, что конфликт перешел в «горячую фазу» на долгое время. Что в этом случает ждет российские военные объекты в Армении?
102-я база Вооруженных сил России появилась в Армении в начале 1990-х годов на основании ряда соглашений между Москвой и Ереваном. В состав базы входят подразделения сухопутных войск и воздушная группировка, дислоцированная на 3624-й авиационной базе в аэропорту Эребуни. Общая численность — несколько тысяч человек.
Также в Армении несут службу российские пограничники, прикрывающие границы с Турцией и Ираном. Последние события в регионе поставили присутствие российских военных в Закавказье под вопрос. Однако, как отметил в разговоре с «МК» эксперт Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Юрий Лямин, пока российские военные объекты в Армении остаются за рамками конфликта.
- Российская военная база в первую очередь является гарантом ненападения Турции на Армению. Наше военное присутствие гарантирует защиту Армении именно против Турции, так как с начала 90-х Армения, в первую очередь, опасается войны на два фронта — с Турцией и Азербайджаном. Как член ОДКБ в случае прямой агрессии против своей территории Армения, конечно, может рассчитывать на помощь России. Но здесь еще раз нужно отметить, что на обстановку в Нагорном Карабахе наши обязательства не распространяются. Потому что даже Армения не признает Нагорно-Карабахскую республику. Юридически — это территория Азербайджана.
- То есть в случае, если Турция окажет прямую военную поддержку Азербайджану и атакует Армению, Россия будет втянута в конфликт, поскольку там находятся наши войска?
- Не обязательно. Если, например, Турция начнет помогать Азербайджану в Карабахском регионе, на него наши обязательства никак не распространяются. Если Турция попытается атаковать Армению, Ереван получит право обратиться в ОДКБ.
Но и тут есть нюанс, поскольку Турция может обосновать вмешательство целями защиты территории Азербайджана. И решать, кого в этой ситуации поддерживать — это вопрос, на который должны ответить российские власти.
- Что имел в виду премьер-министр Никол Пашинян, когда говорил о «возможном использовании потенциала российской военной базы?
- Честно говоря, никакой конкретики там не было, и как-то это оценить сейчас не получится. Обе стороны сейчас делают очень много заявлений, многие делаются просто для информационной борьбы. Тут лучше подождать.
- В любом случае Армения заинтересована в российском военном присутствии, вне зависимости от того, как будет развиваться конфликт в Карабахе?
- Как я уже говорил, им крайне важно, чтобы наши военные находились на границе с Турцией. Более того, российская авиационная группировка на базе Эребуни — это примерно 12-15 истребителей МиГ-29. Учитывая, что у ВВС Армении пока всего 3 истребителя, российские военные обеспечивают безопасность воздушных границ страны. Поэтому, скорее всего, российские военные в Армении останутся вне этого конфликта А значит, пока судьба наших военных баз не обсуждается.
Читайте материал "Война, а тут тетка с кошелкой": прошлое Карабаха глазами правозащитницы"