Призрак бродит по России... Точнее - призраки. Список политических партий, размещенный на сайте Минюста, не более близок реальности, чем ревизские сказки в эпоху создания бессмертных "Мертвых душ".
Вот, кстати, лишний повод убедиться в том, что классика не стареет:
"Но позвольте спросить вас, - сказал Манилов, - как желаете вы купить крестьян: с землею или просто на вывод, то есть без земли?
- Нет, я не то чтобы совершенно крестьян, – сказал Чичиков, – я желаю иметь мертвых...
- Как-с? извините... я несколько туг на ухо, мне послышалось престранное слово...
- Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые, – сказал Чичиков.
Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут".
Мы, понятно, не настолько невинны и наивны, как Манилов, и, конечно же, догадываемся о том, кому и зачем нужна партийная нежить.
Взять, например, ту же ликвидируемую по причине неучастия в выборах "Россию будущего". До весны прошлого года она называлась Партией свободных граждан. А согласно сайту партии, она и по сей день зовется так. Примечательно, что о переименовании - как, в общем-то, и о прежнем названии, о том, что вообще есть такая партия, - широкой общественности стало известно лишь после того, как Навальный со товарищи в очередной раз представили в Минюст пакет документов для регистрации их "России будущего".
Естественно, отказали: существует, мол, уже политическая организация с таким названием. Обозреватель "МК" попытался тогда получить объяснения от председателя партии-"двойника" - Александра Зорина.
Среди направленных ему вопросов был, например, такой: "В минюстовском реестре ваша партия значится под именем "Россия будущего", но на ее интернет-страничке она по-прежнему остается "Партией свободных граждан", хотя изменения в устав и программу внесены, согласно данным Минюста, еще 27 марта (2019 года, запрос об интервью датируется 2 июля того же года. - А.К.). Более того, на сайте вообще нет никаких упоминаний ни о съезде, ни о переименовании. Чем это можно объяснить?"
Ответа не последовало. А потом партийное начальство и вовсе перестало отвечать на звонки. Но, в принципе, все понятно и так. Главной и, похоже, единственной миссией этой "мертвой души" было предотвратить регистрацию другой партии. "Мавр" сделал свое дело - "мавр", давай, до свиданья!
Кстати, сам "мавр" отнюдь не обиде на такое неделикатное обхождение. "Есть латинское выражение: закон суров, но это закон, - заявил Зорин изданию Daily Storm. - Это требование законно. Все укладывается в рамки... Будем форматироваться".
Последняя фраза выдает желание вновь заняться партстроительством. И вряд ли его можно назвать несбыточным. Такие ребята нужны. Под каким брендом воскреснет "птица-феникс" предсказать пока сложно. Все, надо полагать, будет зависеть от того, кого в следующий раз потребуется "сбить" на подлете к регистрации.
Впрочем, на этом "истребителе-перехватчике" свет клином не сошелся - есть у власти и иной порох в пороховницах. От представленных в минюстовском списке партийных проектов рябит в глазах. Кого тут только нет! "Партия родителей будущего", "Партия добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными", "Российская партия садоводов", "Родная партия"...
Нет, как хотите, а на память вновь приходят гоголевские строки:
"Некоторые крестьяне несколько изумили его своими фамилиями, а еще более прозвищами, так что он всякий раз, слыша их, прежде останавливался, а потом уже начинал писать. Особенно поразил его какой-то Петр Савельев Неуважай-Корыто, так что он не мог не сказать: "Экой длинный!" Другой имел прицепленный к имени "Коровий кирпич", иной оказался просто: Колесо Иван".
Никаких, упаси Боже, намеков. Смешно даже предполагать, что у ревизских душ, так поразивших Чичикова своими именами, может быть что-то общее с российскими политическими партиями. Те ведь были мертвые, а эти вроде как живые. Если верить, во всяком случае, минюстовским "сказкам".