Заявление, сообщает издание "Кавказский узел", прозвучало на сходе в Ахмат-Юрте, родовом селении главы республики, прошедшем 16 сентября. "Голос народа сегодня слышится повсеместно, - говорится в репортаже государственной телерадиокомпании "Грозный", посвященном событию. - Люди выражают свое возмущение высказываниями беглого Закаева и его приспешников. Заявление Ахмеда Закаева в отношении чудовищно пошлого телеграм-канала не оставило людей равнодушными... Этим сходом жители селения Ахмат-Юрт показали свою твердую гражданскую позицию и поддержку руководства республики".
Поясним: "чудовищно пошлый телеграм-канал" - это 1ADAT, паблик, называющий себя "народным движением против кадыровской диктатуры". Недавно достоянием гласности стало видео, на котором связанный с каналом чеченский активист Салман Тепсуркаев, представ полностью обнаженным, всячески поносит 1ADAT - "грязная группа", делающая "позорные вещи", - себя и свою семью. Концовка ролика еще более ужасна. Заявив, что сам накажет себя за недостойное поведение, молодой человек усаживается на бутылку.
В опубликованном спустя некоторое время новом видео Тепсуркаев дал понять, что самоизнасилование было не вполне добровольным: альтернативой, мол, была "пуля в лоб". За несколько дней до этого активист, находившийся на тот момент в Геленджике, был похищен неизвестными людьми. И создатели 1ADAT, и правозащитники возлагают ответственность за случившееся на власти республики. По некоторым данным, Тепсуркаев был доставлен на базу в Грозном, где был подвергнут пыткам. Точное его местонахождение до сих пор неизвестно.
На новый уровень скандал вышел после высказываний живущего ныне в Великобритании бывшего вице-премьера сепаратисткой Ичкерии Ахмеда Закаева. Закаев резко осудил чеченские власти и поддержал преследуемый ими телеграм-канал. Что, в принципе, можно назвать предсказуемой реакцией: чего еще ждать от политэмигранта? Но вот ответ на этот ответ далеко не шаблонен.
Телерадиокомпания "Грозный" ничуть не преувеличивает, говоря о "повсеместно слышимом голосе народа": народное возмущение высказываниями беглого Закаева и его приспешников поставлено фактически на поток. Что ни день - новое селение и новый сход, новые гроздья гнева на головы "хозяев неприличных пабликов", пытающихся "подорвать имидж республики своими провокациями и сплетнями". В конце концов с осуждением Закаева вынуждены были выступить даже его проживающие в республике родственники.
На этом, впрочем, удивительное и заканчивается. Угрозы в адрес критиков Кадырова вполне уже стандарты. Где бы они ни находились, в России, Европе или Америке, "каждому придется отвечать за сказанное, - предупредил тот же Висмурадов. - Спрос делали и будем делать, если на то будет воля Всевышнего". Сурово, но бывали заявления и похлеще.
Впрочем, насколько можно понять, в задачу Висмурадова вовсе не входило раздувать страхи. Он не запугивал, а констатировал, описывал существующее положение дел: по воле ли Всевышнего или чьей-то иной, но врагам Кадырова действительно приходится несладко. Умирают в муках один за другим. Последние строки в этом длинном мартирологе: убийства Мамихана Умарова (4 июля, Вена) и Имрана Алиева (1 февраля, французский Лилль).
Точно такой же констатацией является и титулование Кадырова "падишахом". Очевидно ведь, что такое название должности намного более точно отражает масштабы этого государственной мужа, характер его правления и объем полномочий, чем стандартное "глава республики".
Пожалуй, даже в Кремле не станут сегодня спорить с тем, что глава Чечни в Российской Федерации больше, чем просто глава региона. Ну а с ним самим там вообще никогда не спорили. По крайней мере, публично. Что бы ни сказал, что бы ни сделал Рамзан Ахматович, реакция - либо "хорошо", либо ничего. Молчание. А молчание - тот же знак согласия.
Словом, можно только приветствовать инициативу чеченского вице-премьера: пора, давно пора сбросить путы ханжества и назвать главу республики тем, кем он по факту является. А там, глядишь, и узаконить титул. Есть, правда, одно препятствие на пути легализации, но это такой пустяк, что и говорить, право, неловко. Конституция РФ.
Помимо гарантированных государством прав и свобод - равенство всех перед законом, недопустимость "пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения", "свобода мысли и слова" и прочее далекое от жизни "бла-бла-бла", - она содержит достаточно жесткие рамки статуса субъекта Федерации.
Ну да нам не впервой менять Основной закон. К тому же и выдумывать ничего не надо. Все уже, как водится, придумано до нас.
Сборник документов "Из истории создания Конституции Российской Федерации", изданный Фондом конституционных реформ, содержит в числе прочего проект неизвестного авторства, распространявшийся, как указано в книге, "на Конституционном совещании 26 апреля 1993 г. некоторыми членами Совещания в качестве сатирического материала".
"Россия неделима, но федеративна, - гласил этот пронзивший толщу времени документ. - В состав России входят республики, края, области, царства, эмираты, ханства, орды, империи, королевства, княжества и восточные деспотии..."
Вот, кстати, еще одно подтверждение тому, что каждой эпохе присущ свой юмор. Тогда, 27 лет назад, шутка, наверное, казалась, очень забавной. А сейчас отчего-то совсем не смешно.