«Ищи, кому выгодно». Если следовать этому принципу, то скандал с Навальным меньше всего нужен как раз России и ее руководству. А вот западным странам перед лицом множества постпандемийных проблем новый антироссийский информационный повод — сладкая кость. Так что тут о логике и объективности вспоминать не приходится.
Оценить новые обвинения в адрес России «МК» попросил военного эксперта, бывшего члена комиссии ООН по биологическому оружию Игоря Никулина.
- Игорь Викторович, все, кто с Навальным был рядом, не были защищены. Ни в самолете, ни в Омской больнице, ни в Германии. Почему же тогда никто рядом не пострадал от «Новичка», о котором говорят в Германии?
- Потому что это был не «Новичок». Сами немецкие специалисты говорят: вещество из группы «Новичок». Там этих веществ «в букете» — семь или восемь. Это примерно такая же разница, как между коктейлем и «коктейлем Молотова», которым может поджигать танки. Одно вещество из списка компонентов «Новичка» — не токсичнее, чем какой-нибудь дихлофос. Конечно, и дихлофосом человека можно отравить, но надо очень постараться.
Главное — пока мы не имеем никаких доказательств, что хотя бы один из компонентов «Новичка» был использован при отравлении кого-либо. Будь то Скрипали, Навальный или еще кто-то. Пока никто доказательств не представил. Все на уровне голословных утверждений.
О «Новичке» речи точно быть не может, иначе все окружающие были бы отравлены. Но окружающие ничего не почувствовали.
- Тем не менее, судя по симптоматике, то, что происходило с Навальным на борту самолета и потом в больнице, похоже на результат воздействия какого-то отравляющего вещества.
- Это похоже на приступ панкреатита (возникает после приема алкоголя или острой жирной пищи - «МК»). При отравлении фосфор-органикой, то есть при воздействии отравляющих веществ нервно-паралитического действия, к которым относят «Новичок», во-первых, сужаются зрачки, наступает так называемый миоз, появляются светобоязнь, пена изо рта и судороги. Примерно так, как это было у брата Ким Чен Ына при его отравлении газами VX.
Ничего похожего у Алексея, судя по видео с борта самолета, не было. Да, он явно испытывал какие-то болевые ощущения. Но ни пены изо рта, ни суженных зрачков, ни ярко выраженных судорог — не наблюдалосб.
- Говорят, что после того, как советская технология производства «Новичка» попала на Запад через одну из среднеазиатских лабораторий, доступ к информации о нем получили многие страны. Это так?
- Эти вещества внесены в список Организации по запрещению химического оружия - ОЗХО, они известны. Поэтому с ними работают в ряде лабораторий. В частности, в Швеции, Германии, в той же Великобритании, в Портон-Дауне, Солсбери, где, кстати, и отравили по странному стечению обстоятельств Скрипалей.
То есть теоретически это вещество можно использовать для отравления, но пока, повторю, никто не доказал, что такое имело место быть.
- Вы вспомнили Солсбери. Там у Скрипалей, которые якобы отравились «Новичком», была совершенно иная реакция, чем у Навального — они просто «отрубились» на лавочке...
- Там похоже было на наркотическое опьянение. В этих ситуациях, тем не менее, есть общее. Думаю, и там, и там мы имеем дело с какой-то провокацией и фальсификацией.
Все это выяснить может только серьезное международное расследование. Есть процедура. Надо создавать трехстороннюю рабочую группу с участием представителей России, Германии, ОЗХО.
Пусть специалисты встречаются. Наши предъявят свои образцы, немцы — то, что у них получилось. Сравнят, и будет ясно, откуда эти следы химических веществ возникли. Ранее они возникли или кто-то их туда внес искусственно уже после эвакуации больного из Омска. Иначе все это называется провокацией и информационной войной.