В январе 2015 года в Париже два брата, последователи экстремистского исламизма 34-летний Саид и 32-летний Шериф Куаши напали на редакцию «Шарли Эбдо». Кроме 12 убитых в редакции, еще пять человек стали жертвами связанного с этим терактом нападения на кошерный супермаркет. На еврейский магазин напал приятель младшего из братьев Куаши, исламист Амеди Кулибали.
Всех непосредственных участников этих парижских терактов ликвидировали в ходе полицейских рейдов, но 15 обвиняемых в пособничестве им предстают перед судом, начинающимся в среду.
К началу судебного процесса еженедельник приурочил специальный выпуск с карикатурами, вызвавшими возмущение в мусульманском мире. В центре обложки «Шарли Эбдо» разместили карикатуру, нарисованную художником-карикатуристом Жаном Кабю, который был убит во время теракта 2015 года. «Мы никогда не сдадимся», – выразил позицию «Шарли Эбдо» в редакционной колонке глава издания Лоран «Рисс» Суриссо.
Несомненно, демарш французского издания с повторной публикацией скандальных рисунков вызовет новую волну возмущения мусульман. МИД Пакистана уже заявил: «Такой преднамеренный акт оскорбления чувств миллиардов мусульман не может быть оправдан».
А Эмманюэль Макрон сказал: «Президент Франции никогда не должен судить о редакционном выборе журналиста или редакционного коллектива, потому что существует свобода прессы, которой справедливо дорожат».
Суд по делу о нападении на редакцию «Шарли Эбдо» должен был начаться в марте, но его перенесли из-за пандемии коронавируса. Слушания, как ожидается, будут продолжаться до 10 ноября. Суду предстоит выслушать около 150 экспертов и свидетелей. Учитывая историческое значение суда, он будет впервые в рамках процесса по терроризму снят на видео для официальных архивов Франции.
Сама по себе публикация карикатур на основателя исламской религии сначала в датском издании Jyllands-Posten, а потом и в «Шарли Эбдо» вызвала ожесточенные дискуссии о границах свободы слова, способной перейти в кощунство, ранящее чувства миллионов верующих. Но нападение экстремистов на журнал и жестокая расправа над его сотрудниками всколыхнули все французское общество, возникло движение в поддержку свободы слова под лозунгом «Je suis Charlie» - "Я "Шарли"
Вокруг здания суда приняты повышенные меры безопасности. В зале перед началом процесса заняли места облаченные в бронежилеты и балаклавы сотрудники службы безопасности. Полиция неоднократно проверяла всех, кто входил внутрь.
Перед судом присяжных предстанут одиннадцать подозреваемых исламистов, еще трое, предположительно уехавших на контролировавшуюся джихадистами территорию Сирии, находятся в международном розыске. Среди них – Хаят Бумедьен, которую называют самой разыскиваемой женщиной во Франции. Между тем высказываются предположения, что они могут быть уже мертвы.
Среди обвиняемых – Али Риза Польда, который, по версии следствия, помогал террористам приобрести оружие и боеприпасы. Ему грозит пожизненный срок. Подсудимым предъявят обвинения в хранении оружия, членстве в террористической группировке и финансировании терроризма. «Речь идет о лицах, которые участвовали в логистике, подготовке событий, предоставили финансы, оперативные материалы, оружие, жилище террористам», - заявил в понедельник радио France Info прокурор Жан-Франсуа Рикар.
Три года спустя после терактов редакция еженедельника выступила с жалобами на то, что обеспечение безопасности изданию влетает в «копеечку». Французское правительство обеспечивает защиту только самых уязвимых карикатуристов, а еженедельник должен покрывать все остальное. Расходы на частную охранную фирму, наблюдение и специальные установки в офисах, защита персонала обходится более чем в полтора миллиона долларов в год. «Как долго Charlie Hebdo сможет выдержать такое финансовое бремя?» – задавался вопросом в своей колонке редактор издания. Редакция продолжает получать угрозы.