Украинская «партия войны» сразу же построилась «свиньей», но критиковать Фокина намного сложнее, чем президента Владимира Зеленского или главу его офиса Андрея Ермака. По словам Фокина, он ожидал, что переговоры с ДНР и ЛНР будут более сложными, но сейчас он просматривает возможность для урегулирования конфликта. При этом он считает, что в нынешнем положении регион оказался из-за чьего-то плана по расчленению Украины. Однако Фокин обвиняет не Россию, а развал СССР, Леонида Кучму, который по указке МВФ создал независимый рынок энергоресурсов. По мнению переговорщика, жители Донбасса очень долго терпели, но однажды взорвались.
Теперь Фокин считает, что Минские соглашения — это единственный путь к урегулированию конфликта, и пройти по нему можно только на основе взаимных уступок. Если же кто-то из политиков выступает за саботаж достигнутых договоренностей — это значит, что для них война стала родной матерью.
Фокин и его начальник в переговорной группе, первый президент Украины Леонид Кравчук, готовы ехать в ДНР и ЛНР ради прямых переговоров. Они даже поддерживают амнистию участников боевых действий в Донбассе. И особый статус, причем не только ДНР и ЛНР, а вообще для всего Донбасса. Правда, записывать это в Конституцию Фокин не хочет, потому что она «не проходной двор».
Украинской «партии войны» откровения первого премьер-министра независимой Украины ожидаемо не понравились. Например, бывший секретарь Совбеза Украины Александр Турчинов заявил, что Фокин и Кравчук перешли на сторону России. Глава МВД Украины Арсен Аваков назвал выступление зубра украинской политики провокацией, которая не соответствует национальным интересам страны.«МК» выяснил у экспертов, как понимать откровения украинского переговорщика, и насколько далеко готов зайти Киев.
Алексей Якубин, украинский политолог:
— Во-первых, уже больше месяца мы наблюдаем полноценное перемирие на Донбассе. Подобного еще ни разу не было. Ну и на протяжении года что-то делалось для урегулирования конфликта. В частности, внедрение в переговоры Фокина и Кравчука было сознательным шагом со стороны Зеленского. Тем самым он хочет ускорить процесс выработки решения по Донбассу. Зеленский осознает, что времени у него осталось немного.
Заявления Кравчука и Фокина следует воспринимать как попытку расширения возможностей. С одной стороны, они в силу возраста не смогут превратить переговоры в свой политический капитал, с другой — их крайне сложно критиковать, потому что оба давно вошли в украинский пантеон. Кравчук — первый президент Украины. Фокин — последний премьер УССР и первый премьер Украины, выходец с Донбасса. Ранее агрессивное меньшинство не боролось с аргументами, а било по тем, кто их предлагает. В данном случае это будет сложнее.
Теоретически Кравчука и Фокина могут принять в Донецке и Луганске. К ним там не должно быть враждебного отношения.
Андрей Бузаров, член Общественного совета при МИД Украины:
— Все заявления Фокина и Кравчука нужны для того, чтобы прозондировать украинское общество. Уже отреагировал Аваков, который всегда имел собственную позицию по урегулированию конфликта на Донбассе. Что касается прямых переговоров, то такую опцию можно полностью исключить на ближайшую перспективу. Даже если Фокин туда поедет, это произойдет не в рамках Минской контактной группы, а параллельно с ней. Прямые переговоры в том виде, в каком их видит Москва, приведут к серьезным потрясениям на Украине. Особенно сильно противодействовать таким переговорам будут национал-радикалы. Вряд ли Зеленский решится переступать через эту «красную линию».