- У Лукашенко есть такая категория высказываний, которую кратко можно охарактеризовать как «ляпнул». – сказал политолог. – Я с трудом представляю, чтобы такие предприятия, как «Беларуськалий», Минский тракторный завод, «Нафтан», МАЗ и десятки других предприятий с понедельника остановились по приказу президента. Это, безусловно, угроза для того, чтобы заставить работников отказаться от той повестки дня, которую они выдвигают. Я думаю, заводы будут работать.
- Лукашенко пообещал привезти на предприятия других сотрудников взамен бастующих. Откуда он их возьмет?
- Можно вспомнить ситуацию с Минским метрополитеном 1995 года: тогда бастующих машинистов метро заменили штрейкбрехеры – машинисты с железной дороги. Или в Минске может высадиться десант россиян, который обеспечит работу метро. На белорусском ТВ россияне уже работают, как признал сам Лукашенко. Но я не думаю, что это из разряда осуществимых угроз.
- Если такое все же произойдет, во что это выльется для белорусской экономики?
- Остановка предприятий означает ущерб белорусской экономике в размере 200 миллионов долларов в день. Не думаю, что власти на такое пойдут. У рабочих повестка дня не экономическая, а политическая, гуманитарная. Они требуют прекращения насилия и разбирательства по поводу случаев применения пыток в отношении белорусов, а также проведения свободных демократических выборов. Пружина, которая разжалась, вряд ли сама по себе спрячется. Так что заявление Лукашенко говорит лишь о том, что он идет на эскалацию конфликта. Власти не намерены ни извиняться, ни идти на диалог.
- Насколько я понимаю, сейчас ни одно предприятие полностью не бастует.
- Да, и поэтому также я думаю, что эта угроза Лукашенко не будет приведена в исполнение. Предприятие работает – продукция идет. Тот же БелАЗ. Там 70% среднемесячного объема производства лежит на складах. Эту продукцию можно продавать в течение нескольких месяцев. Они могут выходить на работу на два часа в день. Это никак не будет влиять на производственный процесс. Могут пригрозить не дать зарплату или не выплатить премиальные. Но работникам это уже не так важно, как проявление своей гражданской позиции.
Читайте также: Птичник Лукашенко: что творится в любимом хозяйстве Батьки