- Мне очень понравилось, как переговоры с Лукашенко были поданы на сайте Кремле. Там говорится о «внешней угрозе». Через социальные сети я уже обратился к Владимиру Путину, заявив о том, что никакой внешней угрозы в Белоруссии нет. Мы не собираемся звать в страну никакие США или Евросоюз. Мы решаем только один вопрос - вопрос легитимности президента. Нам нужно остановить насилие в стране. При этом мы остаемся верны всем тем договорам, которые мы подписали с Россией, понимаем российские интересы и свою ответственность и не собираемся ничего менять.
Помощь, которая нужна нам от внешнего мира, это солидарность с белорусами. В частности, мы требуем освободить задержанных и политических заключенных, а также остановить насилие.
- Как вы собираетесь свергать Лукашенко?
- Будем продолжать забастовки и другие мирные акции протеста. Мы ждем, когда власть все-таки пойдет на диалог с людьми. Нам нужен нормальный разговор, а не тот, который происходит сейчас, когда они нам рассказывают, что мы идиоты. Во-первых, мы должны обсудить новые выборы президента с новым составом ЦИК. Во-вторых, мы хотим публичного расследования каждого случая применения насилия к задержанным и наказания виновных. В-третьих, насилие на улицах должно быть остановлено. Никаких людей в балаклавах быть не должно. Если человек охраняет порядок, у него должно быть открыто лицо, и мы должны знать, кто он. Таких людей мы можем только приветствовать, потому что нам нужна помощь правоохранительных органов.
- А какой будет судьба Лукашенко?
- Это сейчас никого не интересует. Нас интересует судьба Белоруссии, и мы хотим, чтобы она решилась мирно.
- Какую-то помощь противники Лукашенко готовы принять от России для урегулирования ситуации в стране?
- Я могу точно сказать, что никакой военной помощи мы принять не готовы. Нам не нужны ни российские военные, ни ОМОН. Дипломатическая помощь нужна – до Лукашенко надо донести наши требования.
- Помощь при организации выборов со стороны России нужна?
- Членов ЦИК мы выберем сами. В этот раз их нужно будет согласовать со всеми альтернативными кандидатами. Что касается наблюдателей, то Россия и так их присылает. Пусть приезжают, мы будем рады их видеть.
- Что думаете о митинге, который 16 августа собрали в защиту режима Лукашенко?
- Прежде всего, белорусы мирные люди, и мы не хотим ни с кем ругаться, даже друг с другом. Не важно, за кого человек голосовал. Тем более мы знаем, что многих на митинг собрали по разнарядке. Нас не удастся столкнуть лбами. Всех провокаторов я призываю сразу арестовывать. Мы может проводить и 2, и 5 митингов рядом или вместе. Никаких проблем нет, мы все хотим жить в безопасной и мирной стране.
- Протестующие чувствуют, что произошел перелом, и теперь уже они диктуют повестку?
- Нет, такого ощущения нет. Вместе с тем Лукашенко и его ближайшее окружение абсолютно неадекватно оценивают ситуацию в стране. Это вызывает очень большие опасения на счет неадекватных решений с их стороны.
Если так будет и дальше, нам придется созывать внеочередную сессию парламента и поднимать вопрос о ситуации в стране. Причем там должны дать возможность выступить альтернативным кандидатам в президенты. Там должно начаться выполнение требований протестующих в части обеспечения их законности. Для меня вообще очень важно, чтобы все нынешние события развивались по легальному пути.
- То есть оппозиция не будет готова признать Лукашенко своим президентом?
- Это уже невозможно. Лукашенко не готовы признать даже многие из тех, кто вышел на митинг в его поддержку. Я напомню, что даже митрополит Павел отозвал свое поздравление Лукашенко в связи с его результатом на выборах.