Владимир Жарихин, замглавы Института стран СНГ:
- Лукашенко все-таки найдет в себе силы уйти. При всех особенностях его характера, он все-таки думает о Белоруссии и белорусах. Но ему, конечно, безумно трудно принять это решение. Возможно, будет лучше, если его не слишком сильно будут торопить. С высокой вероятностью можно утверждать, что эскалации конфликта не потребуется для того, чтобы вынудить Лукашенко к отставке.
Вместе с тем, хочется спросить: в руководстве Белоруссии есть кто-то, кроме Лукашенко? Где политические и экономические элиты страны? Они ведь тоже должны думать о том, как выйти из кризиса. Сидеть за столом, и с мрачным видом слушать, что он говорит - этого достаточно, чтобы быть окружением человека, а не элитой. То есть дело не только в Лукашенко, но и в тех людях, которые приближены к нему ,и в их ответственности.
Уже ясно, что контр-митинг явно не задался. Скорее всего, провести акции захотел не Лукашенко, а кто-то из его искренних сторонников. Он, наверно, понимал, что ничем хорошим это не кончится. Но искренние люди хотели помочь. Возможно потому, что они не верят в вопиющую количественную разницу между теми, кто проголосовал за Лукашенко, и теми, кто выходит на улицу. Однако противостояние может длиться довольно долго. Например, на Украине протестовали около полугода, при том, что там стороны конфликта были настроены намного жестче по отношению друг к другу.
Андрей Суздальцев, политолог:
- Скорее всего, Лукашенко решил провести митинг, потому что во время телефонного разговора с Владимиром Путиным тот спросил его: «Где твои 80%?». Ну и вот он их продемонстрировал – 80% нет даже близко. Лукашенко обречен на уход. Даже при том, что оппозиция действует крайне пассивно, спастись ему не удастся. Рано или поздно появятся полевые командиры, которые возьмут инициативу в свои руки. Они не будут выяснять, кто из них главнее, не станут уговаривать Лукашенко сложить президентские полномочия. Они просто возьмут власть в свои руки, потому будут преисполнены желания рвануть вперед. Это опасно, потому что любой, кто поведет сейчас за собой людей, станет следующим президентом Белоруссии. Именно этот человек заберет себе славу победителя, а оппозиция так и будет выяснять, кто из них важнее, как создавать коалицию и так далее.
При этом ближайшим шагом в борьбе с режимом может стать отключение телевидения. Если это произойдет, государственная пропаганда пойдет прахом, потому что в интернете у Лукашенко вообще никаких позиций. Сложно сказать, как долго продержится его режим. Уже сейчас каждый новый день для него – это большое достижение.