До выборов в Соединенных Штатах Америки остается меньше трех месяцев. Президент Трамп сейчас гораздо более озабочен проблемами внутренней политики, чем внешними событиями. Возможно, ситуация в Белоруссии осталась бы толком не замеченной американским правительством, однако в дело вмешался Его Величество Случай.
Визит госсекретаря США Помпео в Европу был запланирован уже давно. Поездка была намечена в сразу несколько стран центральной Европы – в список вошли Чехия, Австрия, Словения и Польша. Эти страны были выбраны не случайно – их возглавляют правые политики, которые в целом поддерживают внешнеполитический курс Трампа. Поездка Помпео изначально была демонстрацией тезиса о том, что у США остались союзники в Европе, даже несмотря на то, что традиционные «друзья», вроде Германии, откровенно не в восторге от внешней политики Трампа.
Однако уже во время самой поездки на первый план вышли протесты в Белоруссии. В первые дни народных выступлений официальные структуры США ограничивались сдержанной критикой режима Александра Лукашенко и настаивали на открытом политическом диалоге и прозрачном подсчете голосов на выборах.
В центральной Европе происходящее в Беларуси смотрится гораздо более близким и важным, чем из Америки. Поэтому Майк Помпео столкнулся с большим количеством вопросов: планируют ли США реагировать на происходящее в Минске, и если да, то какой будет реакция Соединенных Штатов?
В Праге главе Госдепа был задан вопрос, как США планируют ответить на насилие по отношению народа Белоруссии. Помпео заявил, что Америке «хочет добра для белорусского народа», и Вашингтон «готов принять соответствующие меры для того, чтобы обеспечить соблюдение прав человека в Белоруссии».
Помпео не исключил, что санкции против правительства Лукашенко могут быть не только американскими, но и общими – со стороны «коллективного Запада».
«Мы еще точно не определили конкретные ответы, – уклонился от прямого ответа госсекретарь, – но я могу вам сказать: мы работаем с нашими европейскими друзьями, которые в той же мере озабочены тем, что предпринять. Мы хотим добра для белорусского народа и примем решения исходя из этого».
Затем речь зашла про американские поставки нефти в Белоруссию. Эта тема еще не так давно считалось одной из важных побед Трампа: нефтехранилища в Соединенных Штатах переполнены и возможность избавиться от лишнего товара была хорошим шансом дать дополнительный стимул американскому сырьевому сектору к восстановлению после пандемии. Не говоря о том, что для Лукашенко возникла возможность «поставить запятую» в Москве, демонстрируя возможность получать энергоносители из новых источников.
На вопрос, сохранятся ли американские поставки нефти в Белоруссию, Майк Помпео ответил уклончиво: «Я уверен, мы рассмотрим этот вариант. Мы должны оценить по четким критериям, что мы можем сделать. Мы – это не только Соединенные Штаты. Ответ должен быть дан в многостороннем формате, чтобы гарантировать благо для белорусского народа».
«Это могут быть санкции, а может быть прекращение поставок в Белоруссию различных товаров, – продолжил Помпео. – Есть множество аспектов, которые надо будет обсудить. Мы будем смотреть, как развивается ситуация и примем решение».
На данный момент очевидно, что Соединенные Штаты не имеют какого-то проработанного ответа на ситуацию в Белоруссии. Однако в ближайшее время все может измениться.
Во всяком случае, уже прозвучало требование отозвать решение отправить посла США в Минск. Член комитета сената по международным отношениям демократ Крис Мерфи заявил, что «сейчас не время для улучшения дипломатических отношений с правительством Лукашенко», а отправка впервые за более чем десятилетие посла в Белоруссию в нынешней ситуации станет сигналом того, что Соединенные Штаты потворствуют действиям режима.
Как известно, 12 лет назад отношения между Минском и Вашингтоном были снижены до уровня временных поверенных, а послы были отозваны на родину. Но в апреле на фоне потепления отношений между Лукашенко и Западом президент Трамп объявил, что назначит на должность посла в Белоруссии Джули Фишер.
Тем временем о мерах воздействия на Лукашенко вплотную задумались и в Евросоюзе. В пользу санкций публично высказались Германия, Литва, Латвия, Швеция. Также в роли «ястреба» выступает Австрия, утверждает Reuters со ссылкой на анонимные источники в преддверии намеченного на пятницу экстренного видеосаммита министров иностранных дел входящих в ЕС стран.
Впрочем, требуемого единодушия для принятия пакета санкционных мер против официального Минска добиться будет нелегко – еще до начала министерской встречи высказываются сомнения на этот счет. В частности, скептической точки зрения насчет мер давления на Белоруссию придерживается Венгрия, чей премьер-министр Виктор Орбан не так давно встречался с Лукашенко и высказывался против санкций.
Европейские политики рассматривают несколько степеней воздействия на белорусскую власть. «Есть несколько ближайших целей: остановить насилие, просто успокоить ситуацию, - заявил министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович. – Мы должны оказать давление на власти в Минске, чтобы они пошли по этому пути».
«Среднесрочной целью было бы просто освободить политических заключенных и восстановить соблюдение прав человека в Беларуси, – считает польский министр. – Кроме того, мы можем предусмотреть далеко идущую цель — диалог».
Не исключено, что речь в нынешних условиях может идти о восстановлении отмененных в 2016 году санкций в отношении 170 белорусских чиновников (включая Александра Лукашенко) и ряда компаний.
Санкции ЕС были введены в 2004 году в качестве реакции на исчезновение критиков власти в Минске в 1999-2000 гг. В в 2011 году были приняты дополнительные ограничительные меры в отношении лиц, причастных к нарушению международных избирательных стандартов и прав человека, к подавлению гражданского общества и демократической оппозиции. Персональные санкции, предусматривали замораживание активов попавших в «черный список» лиц в Евросоюзе и запрет на их въезд на его территорию.
В США еще при администрации Буша-младшего в 2006 г. были приняты санкции в отношении ряда белорусских деятелей и предприятий, связанных с нарушением прав человека. В частности, эти меры предусматривали арест финансовых счетов Лукашенко и некоторых высокопоставленных чиновников.
Читайте также: Затулин выдал "взгляд Кремля" на протесты в Белоруссии