Слово «соучастник» имеет преимущественно негативную коннотацию. На самом деле это всего лишь тот «кто участвовал или участвовал вместе с кем-либо в чем-либо». Скажем, российских парламентариев, участвовавших в наблюдении за президентскими выборами в Белоруссии, вполне можно назвать соучастниками белорусских властей. И ничего обидного. Какие могут быть обиды, если участвовали они не в преступлении, а в хорошем, благородном, достойном деле? Во всяком случае, если верить им самим.
Страна должна знать своих героев. За президентскими выборами в Белоруссии наблюдали десять представителей Федерального собрания. Семь членов Совфеда: Олег Мельниченко, Сергей Мартынов, Сергей Митин, Александр Башкин, Александр Вайнберг, Владимир Круглый, Алексей Кондратьев.
И трое думцев: Артем Туров («Единая Россия»), Павел Шперов (ЛДПР) и Сергей Крючек («Справедливая Россия»).
Они входили в состав миссий наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ, Исполнительного комитета СНГ и от Парламентского собрания Союза Беларуси и России.
На встрече с главой Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидией Ермошиной сенатор Мельниченко, координатор группы наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ, заявил, что «группой будет дана непредвзятая оценка электоральной кампании на основе объективного мониторинга, отвечающего всем стандартам международного наблюдения», сообщает официальный сайт МПА СНГ.
Сильно ли переживала Ермошина в ожидании вердикта строгих экзаменаторов, сказать трудно. Чужая душа — потемки. Но, по идее, волнение должно быть нешуточным. «Объективный мониторинг», «стандарты международного наблюдения» — это вам не фунт изюму. Так или иначе, переживания были напрасными. Экзамен сдан на «шестерку» с плюсом по пятибалльной шкале.
Общую оценку эсэнгэшных наблюдательных миссий озвучил исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев (в прошлом — руководитель Службы внешней разведки России): «Выборы были открытыми, конкурентными и обеспечили свободное волеизъявление граждан Беларуси. Заявления об ограничении каких-то прав избирателей совершенно необоснованны». Это мнение полностью разделили остальные российские наблюдатели.
Сенатор Мельниченко: «Общий вывод — выборы проходили без явных нарушений. Все эти беспорядки в Минске вызваны технологиями, которые применяют наши зарубежные коллеги для раскачивания внутриполитической ситуации в Белоруссии. Без США здесь не обошлось, конечно».
Сенатор Кондратьев: «Мы уверены, что выборы легитимны. Для большинства жителей Белоруссии Лукашенко — это человек, который способен оградить страну от потрясений, от «цветных революций», от воздействия Запада».
Депутат Госдумы Крючек: «Все проходило организованно, спокойно, со всеми мерами безопасности, начиная от медицинской обработки. Все было — не прикопаться. Мы были на двадцати участках, на их открытии и закрытии — замечаний не было». Ну и так далее и тому подобное. Никаких «особых мнений» обнаружить не удалось.
Представители Центризбиркома России на этот раз в Белоруссию не поехали. Но до сих пор у наших циковцев претензий к белорусским выборам не было. Предыдущие, к примеру, в палату представителей Национального собрания, прошедшие в ноябре прошлого года, заслужили очень высокую оценку зампредседателя ЦИК Николая Булаева: «В Белоруссии строгие нормы избирательного законодательства. Все происходит исключительно уважительно по отношению к избирателям и кандидатам, конкуренция в округах высокая».
В общем, если верить всем этим уважаемым господам, выходит, что протесты возникали и возникают совершено на пустом месте. А не верить — значит признать их циничными, беспринципными политиканами, готовыми из конъюнктурных либо карьерных соображений называть черное белым, откровенную диктатуру беспримесной демократией.
Нет, мы, конечно, отбросим неуместные сомнения: разве эти глаза и уста могут врать? Но кое-какие вопросы все же остаются. Вопрос №1. Если эти наши неподкупные строгие контролеры с таким восторгом отзываются о белорусской избирательной системе, не означает ли это, что выборы в нашей стране, выборы, к которым имеют непосредственное отношение они сами — и как организаторы, и как их, так сказать, продукт, и как разработчики регламентирующих законов, — столь же легитимны и чисты, как нынешнее избрание Лукашенко?
Лучше, конечно, спросить об этом самих авторов бодрых «наблюдательных» реляций. Если, услышав вопрос, они поперхнутся, закашляются и сквозь кашель примутся уверять, что ничего такого не имели в виду, что Белоруссия — не Россия, станет ясно: что-то о Батькином триумфе они все-таки недоговаривают.
Читайте материал "Затулин выдал "взгляд Кремля" на протесты в Белоруссии"