Виктор Лукашенко громко заявил о себе в 2009-2010 годах. Как пишут белорусские СМИ, в это время ему удалось полностью истребить ГУ МВД Белоруссии по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями. Сотрудники подразделения вели несколько уголовных дел против членов ближайшего окружения президента, за то и поплатились. При этом Виктор разбирался с МВД руками КГБ.
За три года до этого папа ввел сына в Совбез Белоруссии, сделав его своим советником по вопросам нацбезопасности. Виктор Лукашенко сразу взялся за кадровые перестановки в КГБ. Его целью было наполнить ведомство своими подручными.
Всего за 26 лет правления Александра Лукашенко главы КГБ менялись 8 раз. При этом функции ведомства остались неизменными со времен Советского Союза. КГБ – это, прежде всего, политическая полиция и одна из самых закрытых организаций в стране. Комитетчиками являются 12 тысяч человек, и это при том, что всего в Белоруссии проживают около 9 миллионов человек. Для сравнения: в ФСБ работают от 80 до 120 тысяч человек, но население России свыше 146 миллионов человек. То есть в Белоруссии один сотрудник КГБ приходится на 750 жителей страны, а в России его коллеге достаются от 1200 до 1800 человек.
В нынешнем политическом кризисе в Белоруссии КГБ играет важную роль. Во-первых, ведомство занимается расследованием дела «вагнеровцев», которых якобы прислали свергать режим Лукашенко. Во-вторых, чекисты сообщили о предотвращении покушения на лидера оппозиции Светлану Тихановскую, а еще через какое-то время ее вывезли в Литву.
После выборов президента страну охватили массовые акции протеста. Люди не верят в честность победы Александра Лукашенко. Чтобы усмирить недовольных, бессменный лидер республики ударил о оппозиции резиновыми пулями, светошумовыми гранами и водомётами. Теперь многие рассуждают на тему того, как изменится страна во время шестого президентского срока Лукашенко, и какую роль в этом сыграет КГБ. Своим мнением с «МК» поделился белорусский политический аналитик Александр Класковский:
- Показательно, что аббревиатура КГБ не изменилась с советских времен. Во многом эта спецслужба продолжает замыкать на себе вопросы политического сыска. Это называется защитой конституционного строя, но по сути речь идет о борьбе с политическими противниками режима. Ведомство не реформировали, поэтому оно советское по своему духу и функциям.
- В Белоруссии будет усиливаться полицейское государство?
- Прошедшие выборы показали, что поддержка Лукашенко резко упала. Но точных цифр мы не знаем, потому что убита независимая социология и официальный подсчет голосов был максимально непрозрачным. Лукашенко чувствует, что он перестал быть народным президентом, поэтому ему приходится в большей степени опираться на номенклатуру и силовой кулак.
Но КГБ не единственная спецслужба. Всего в стране 8-9 структур, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. Лукашенко поддерживает конкуренцию между ними, чтобы было проще их контролировать. Как бы там ни было, за год до выборов Лукашенко назначил премьер-министром Романа Головченко, человека с военным бэкграундом, а в декабре 2019 года главой администрации президента стал Игорь Сергеенко – бывший замглавы КГБ. Видимо, уже тога Лукашенко понимал, что силовики ему понадобятся.
Тем не менее, полицейское государство требует больших ресурсов на содержание. При этом еще нужно поддерживать какое-то благополучие населения. Соответственно, это может подтолкнуть Лукашенко к тому, что через какое-то время он чуть отодвинет силовиков и даст больше воли рыночникам и хозяйственникам. К тому же совсем сваливаться в хунту ему вряд ли хочется. Все-таки нужны деньги от Запада. Но пока гайки будут только закручиваться.
- Почему Лукашенко решил отдать своему сыну КГБ?
- Не только КГБ, а вообще все силовые структуры. Но это понятно, потому что силовики влиятельны и Лукашенко делает все для того, что избежать сговора в их среде. Соответственно сын наблюдает за ними.
- В результате нынешних протестов и их подавления Лукашенко может стать более зависимым от силовиков?
Такой момент есть. Его зависимость от гражданской номенклатуры и силовиков растет. В этом смысле он становится слабее как президент. Его окружение знаем цену его победе, знает, сколько белорусов в реальности его поддерживают. Ранее даже по данным независимой социологии он набирал больше 50% голосов избирателей. Теперь же ситуация изменилась. Соответственно Лукашенко должен заигрывать с чиновниками, подкупать их и так далее. В этом смысле его зависимость от них увеличивается.
Но он привык тасовать колоду, чтобы люди не засиживались. Например, главы КГБ в среднем менялись раз в 2-3 года. Вакульчик – это исключение из правила, он возглавляет КГБ с 2012 года. В целом это нужно для того, чтобы люди не успевали сформировать свой клан внутри ведомства.