Накануне выборов улицы Минска были безлюднее обычного. В городе стоит 30 градусная жара и многие люди уехали на дачу. А еще велик процент тех, кто уехал по месту своей регистрации для голосования.
Андрей родился в Борисове. Он планировал отправиться на малую родину сразу после того, как закончится смена в такси. «Многие, кто приезжают в Беларусь, восхищаются Лукашенко. Мол, вон у вас какой порядок! Таким людям я рассказываю, что моя девушка не работает и я считаю, что это правильно. Я много работаю и моей зарплаты хватает, чтобы обеспечить нас, но еще мне приходится выплачивать за нее так называемый налог на тунеядство в размере 400 белорусских рублей. Вот за что? Многие начинают понимать, что весь этот порядок – ширма, прикрывающая диктатуру», - рассказывает молодой человек.
Голосовать он будет за Светлану Тихановскую, ему нравится ее обещание провести через полгода повторные выборы (Светлана, жена оппозиционного арестованного блогера Сергея Тихановского, решила выдвинуться в последний момент - "МК").
«То, что она предлагает – это честно. Среди моих знакомых только один человек собирается голосовать за Лукашенко – моя бабушка. Объяснить ей, что за время его правления в стране ничего толком не развивается, у меня не получается. Я собираюсь уехать из страны, только вот куда? Вся родня у меня здесь». Он уверен, что у Тихановской есть шанс изменить ситуацию и обязательно пойдет в воскресенье на митинг.
На самом деле, пенсионеры тоже готовы выходить, но боятся не поспеть за молодыми. «Все мои дети разъехались по миру. Здесь невозможно заниматься бизнесом, потому что завтра у тебя его могут забрать. Думаю, если Лукашенко уйдет, то мой сын сможет вернуться. Так или иначе, я знаю, кто виноват в том, что моя семья не имеют возможности встречаться хотя бы по выходным», - поделилась мнением минчанка Вероника.
Белорусы выходят на акции протеста самостоятельно, по всей стране они стихийно вспыхивают то в одной, то в другой части. В Минске в субботу нет пробок, но то и дело можно услышать автомобильные гудки – акция минских водителей против действий власти.
Призывы выходить на улицы в Белоруссии караются законом, как минимум обвинят в организации массовых беспорядков, а если кто-то пострадает, то может грозить тюрьма. Все кандидаты как один говорят, что они за мирные перемены и лично никого никуда звать не планируют - все призывы распространяются в различных аккаунтах в соцсетях. Причины для этого у какндидатов разные: кто-то боится, что его снимут с выборов, другие не верят, что граждане в нужный момент проявят солидарность.
Обращался к солдатам через забор
В стране нет такой российской практики, как день тишины – когда накануне дня голосования запрещается предвыборная агитация. В субботу кандидаты в президенты пытаются еще раз использовать возможность достучаться до избирателей.
Андрей Дмитриев решил обратиться к военнослужащим 3412 части, которая особенно полюбилась Лукашенко – за последние пару месяцев он навещал ее дважды.
Напротив главного входа была установлена трибуна оппозиционного кандидата, в микрофон Дмитриев обращался к солдатам: «Мы наблюдаем закат режима и не хотим, чтобы он был кровавым. Это зависит от вас…Вы шли на службу, чтобы защищать всю Беларусь, а не одного человека. Я обращаюсь к вам – защищайте мирных граждан. Это ваши матери, отцы, братья, сестры, жены, дети. Если вы забудете об этом дороги назад не будет. Люди не забудут». В военной части царила тишина. Дошло его послание до военных или нет – остается загадкой.
Сам Дмитриев уверен в том, что «завтра будут бить людей» и очень сомневается, что силовики встанут на сторону народа. «У них зарплата по 1000 долларов. Для Белоруссии это много. Конечно, шатания в системе есть, но пока очень незначительные».
Самому Дмитриеву близка идея так называемых цепей солидарностей. «Нужно показать, что нас много и мы не согласны. Сказать сейчас, сколько людей выйдет завтра на улице – сложно. Но нужно понимать, что, когда ты принимаешь такое решение и стоишь лицом к лицу с военными или полицией, то выходов тут не много». Кстати, в инструкциях для протестующих в соцсетях особое внимание уделено тому, как держать "сцепку" - крепко сцепляться руками в больших группах, чтобы выдернуть оппозиционеров по одному силовикам было сложнее.
В стране практикуется досрочное голосование, оно началось еще во вторник, но оппозиция призывает всех проголосовать в воскресенье, чтобы проще было отследить голоса. По сообщениям властей, досрочная явка составила уже 41%. Независимых наблюдателей на участки не пускают, поэтому рядом с участками они для удобства поставили табуретки и оценивают ситуацию шапочно, считают сколько людей зашло. Некоторые члены комиссии особенно усердствуют угодить Лукашенко и запрещают людям даже приносить с собой стулья, вынуждая стоять на жаре.
Представитель штаба Дмитриева только вернулся с участка. Он уверен, что цифра, названная властями, завышена, но не сильно. «Сейчас туда загнали всех бюджетников. Одна женщина из центра для людей с особенностями жаловалась, что их гнали на досрочное голосования, угрожая отказать в питании. Контролировать реальную явку невозможно.
Я пришел в здание школы, чтобы встретиться с председателем комиссии, но меня не пустила учительница. Хватала за рубашку, буквально ногами выталкивала с участка. Я все равно пытался пройти. Сказал, что я бывший военный и представитель кандидата в президенты, но та вцепилась в меня мертвой хваткой и кричала «Стой!». Эта женщина – учительница. Чему она может научить наших детей? Вот она-то за что? У них ни зарплаты, ничего, а стоит стеной..»
Белорусы, которые по разным причинам не могут проголосовать в воскресенье, как просит оппозиция, придумали складывать свой бюллетень гармошкой.
- Такая техника может помочь защитить голос?
- Конечно, нет. Все, кто пришел на досрочное голосование – отдали свой голос за Лукашенко. Они могут складывать листы как угодно, ночью урна заменится на обычные листки с нужными подписями.
В случае явной фальсификации голосов в штабе Дмитриева намерены обращаться в суды и прокуратуры. На вопрос, какой в этом смысл, если прокуратуру также контролирует Лукашенко, там объяснили, что формальные процедуры необходимо соблюдать, чтобы потом можно было обратиться к общественности.
Касательно итогов голосования, "если бы они проходили честно", в штабе дают следующие прогнозы: Тихановская – 35-40%, Лукашенко – 25%, Дмитриев – 15-20%, Черчень 5-7%, Канопацкая же, верояно, набрала бы около 1%.
К Светлане Тихановской Дмитриев относятся с уважением, ценя ее за мужество, но с некоторыми пунктами ее программы не согласен. «Мы тоже считаем, что будут нужны повторные выборы, но сначала нужно поменять Конституцию, иначе придет еще один Лукашенко».
Поговорить с Дмитриевым удавалось только во время передвижения от одного места пикета к другому. По дороге очень много людей узнают его и просят сфотографироваться. «Мы будем голосовать за вас», - обещают граждане. На что Дмитриев просит, чтобы они сохраняли свою гражданскую позицию и после выборов.
Лишь бы не было войны
Правозащитный центр «Весна» расположился на первом этаже многоквартирного дома. Понять, что помещение занимают не обычные квартиранты, можно по большой и прочной двери. Центром руководит Алесь Беляцкий и Валентин Стефанович. В 2011 году Беляцкого арестовали из-за информации о литовских банковских счетах «Весны». Тогда в организации прошли обыски, всю технику изъяли, а сотрудников правозащитного центра сутки продержали в изоляторе.
За Беляцкого заступились, наверное, все известные международные организации по правам человека, но амнистировали его только в 2014 году. Сегодня в центре уверены, что завтра к ним придут с обысками снова.
«Водометы у нас во время прежних разгонов акций не применяли, но использовали газовые и звуковые гранаты, - рассказывает Стефанович. Все будет зависеть от того, сколько людей в итоге выйдут на улицы и удастся ли им собраться. Что можно сказать с уверенностью, протесты будут по всей стране, особенно в областных центрах: Могилеве, Гомеле, Бресте».
Подобное недовольство действиями властей на его памяти происходит впервые. Да, протесты были и в 2010 году, но тогда они проходили в основном в Минске, а численность протестующих была от силы тысяч 20. Происходящее сегодня сравнимо скорее с 2017 годом, когда были акции недовольства «тунеяцев», но и тогда на митинги протестов выходило значительно меньше людей. «На разрешенные акции Светланы Тихановской приходит просто куча людей. На пикете в Минске мы насчитали минимум 60 тысяч, но это мы еще не учитывали тех, кто не проходил за металлические рамки».
Сейчас власти намерены заблокировать проект «Голос» - альтернативный подсчет голосов. На платформе зарегистрировалось около 1 млн человек, но сейчас их пытаются обвинить в проведении социологических опросов. Если это произойдет, то в воскресенье в Белоруссии объявят только данные официальных экзитполов.
В систему, созданную для фальсификации голосов, как водится, массово вплелись учителя. Вероятно, все дело в так называемом «идеалогическом воспитании». «Оно не такое как было в Советском союзе, но соответствующая линия ведется. Некоторые пишут заявления и отказываются в этом участвовать, там тоже есть порядочные люди. Конечно, поставят другого, но никто заставить совершать преступление не может».
Правозащитники призывают все стороны к сдержанности и неприменению насилия во время мирных собраний. Они просят сотрудников правпорядка защищать жителей, не задерживать и не применять к ним силу.
«Главный вопрос – что мы будем делать после 9 августа, и где мы будем. Лично наша задача – освободить всех политзаключенных и мы будем для этого делать все. Сегодня это 26 человек.
Мы находимся в ситуации, когда границы закрыты, миссия ОБСЕ не приехала, ПАСЕ – тоже, МИД тормозил аккредитацию журналистов, еще и этот коронавирус – в итоге мы оказались в изолированной стране, как в Советском союзе. В такой ситуации с нами можно будет делать все, что угодно и никто не узнает.
Вероятнее всего, операторы понизят уровень сигнала и мобильный интернет перестанет работать. Это будет сделано для того, чтобы не велись стримы. Если они все же появятся, то будут отлавливать журналистов».
В целом же ситуация в стране накануне выборов тревожная. Город словно замер, но последует ли за этим рывок - спрогнозировать сложно. Все наши собеседники отмечали дикое давление на граждан. Из каждого свободного утюга людям говорят об опасности и готовящихся провокациях на митиге. Журналистов без аккредитации ищут и выдворяют из страны. На улицах могут задержать за песню Цоя "Перемен".
После объявленной победы Лукашенко остается масса вопросов. Что будет с Сергеем Тихановским? А со Светланой? Когда отпустят Бабарико и его сына? Разойдутся ли белорусы спокойно по домам? Или, как говорят знакомые, «начнется партизанщина» и саботаж?
Что касается самого Лукашенко, то вряд ли его сейчас волнует международная реакция. Его задача сделать все, чтобы сохранить власть. О том, как выбираться из всего этого, он будет думать потом.
Все новости о выборах в Белоруссии - в нашей онлайн-трансляции о ходе выборов