«Жена декабриста»
35 летняя Светлана Тихановская — типичная перфекционистка. Девочка из простой семьи (отец — водитель, мать — повар) закончила школу с золотой медалью. По словам классного руководителя Тихановской Марии Важан, Светлана всегда была очень ответственной и отстаивала свое мнение. Соседи рассказывают, что уже в детстве было заметно ее превосходство над окружающими. Но это происходило помимо ее воли, она была довольно скромным ребенком. Знакомые говорят, что ее проще было увидеть с книжкой, чем с игрушкой. Одноклассница Тихановской Ирина Осипчук вспоминает Светлану как дружелюбного человека, но замкнутого. В школе она часто находилась сама в себе, всю себя отдавала учебе.
После школы Тихановская поступила в Мозырский пединститут имени Ивана Шамякина на факультет иностранных языков. Там она изучала немецкий и английский. Во время учебы она и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем, у которого в Мозыре был свой ночной клуб. Собственно, именно в нем они и встретились. По словам Сергея , он влюбился в Светлану с первого взгляда.
После окончания ВУЗа они сначала переехали к мужу в Гомель, а затем в Минск. Впрочем, жизнь Тихановский была связана не только с Белоруссией, но и с за границей. В частности, Светлана работала по контракту в Ирландии, а Сергей трудился в России.
После рождения сына семья осела в Минске. Сергей продолжал трудиться в России, приезжая домой раз в три месяца. В России у него была своя продакшн-студия.
Близкие Тихановской утверждают, что она никогда не интересовалась политикой, зато очень любила своего мужа и растила дочку и сына. Никогда не имела никакого отношения к протестам, более того — она и на выборы-то ходила один раз, в 18 лет. И тогда отдала свой голос за Лукашенко. Но, когда Сергей Тихановский завел видеоблог «Страна для жизни» и попал за это под каток политических репрессий, жена решила пойти по его политическому пути.
Для самого Сергея выдвижение его супруги в президенты стало полной неожиданностью, в том момент он находился в СИЗО и, узнав о поступке Светланы, по его словам, «просто присел». Светлану он окрестил «женой декабриста». Тихановская при этом призналась, что она абсолютно домашний человек и очень стесняется, когда ее узнают на улице. Но выдвинуться в президенты все-таки решилась, потому что считала, что тем самым сможет хотя бы как-то помочь мужу.
Трудный выбор
Незадолго до регистрации кандидатом в президенты Белоруссии Тихановская заявила, что ей поступают угрозы о возбуждении против нее уголовного дела с последующим лишением родительских прав, если она не выйдет из предвыборной гонки. По этому поводу Светлана даже записала видеоролик, в котором сообщила, что просит своих сторонников не осуждать ее, какое бы решение она ни приняла.
И здесь Светлана проявила себя уже как хитрый и осторожный политик. После регистрации в ЦИК стало известно, что дети Тихановской были вывезены за границу, причем помогла ей в этом главный редактор «Хартии 97» Наталья Радина – известная в Белоруссии оппозиционерка, которая бежала из страны в Польшу еще в 2011 году. На родине ее обвиняли в организации массовых беспорядков в 2010 году, однако, ей удалось выехать в Россию, а еще через 4 месяца в Евросоюз.
В Белоруссии у «Хартии 97» неоднозначная репутация. С одной стороны, никто не отрицает их вклад в борьбу с режимом Лукашенко, а с другой организация работает на западные деньги, а соответственно - полностью от них зависима. Как бы то ни было, отправив семью за кордон, Светлана «развязала себе руки». Теперь она не боится собирать многотысячные митинги.
Что в оппозиции говорят о Тихановской, «МК» узнал у Александра Класковского, белорусского политического аналитика:
- В старой традиционной оппозиции - раскол по поводу отношения к Тихановской. Одна часть, более национально ориентированная, с настороженностью относится к ней. При этом они не то что бы смыкаются с официальной пропагандой, но взгляд у них похожий.
В частности, официальная пропаганда твердит, что за Тихановской стоит «Русский мир», и некоторые оппозиционеры воспринимают эту фигуру как мутную и гибридную. Некоторые из них в социальных сетях пишут, что «это не наша война». Есть такая точка зрения, что политические неофиты, которые объединились вокруг Тихановской, просто еще мало «получали на орехи», но после этих выборов они, возможно, пересмотрят кое какие вещи.
Вместе с тем, если в оппозиции и экспертном сообществе первоначально преобладало достаточно скептическое мнение - дескать, Светлана слаба как оратор, не имеет политического прошлого, случайно попала в эту ситуацию и не блеснет, то по ходу кампании ее фигуру переосмысливают и признают, что она сильно раскручивается. Правда, тут подействовал фактор объединения штабов. Заметно, что Тихановской помогают ее «боевые подруги», как они сами себя называют, Мария Колесникова и Вероника Цепкало. Ну и Тихановская недаром в школе была отличницей, в политическом плане она оказалась очень способной ученицей. Видно, что она входит во вкус.
Тихановская старается выглядеть свежей политической силой, демонстрируя отход от «манихейской картины», где есть проклятый режим и традиционная партийная оппозиция. Ей это удается, и она поддерживает этот имидж, дистанцируясь от старой оппозиции, за которой тянется шлейф поражений и не самая хорошая репутация. Например, старая оппозиция провалила внутренние праймериз по выдвижению единого кандидата на выборы. Политические неофиты держатся особняком, за что получают упреки со стороны прежней оппозиции за высокомерие и перечеркивание 26-летней борьбы, которая действительно была
тяжелой и сопровождалась большими потерями, сломанными судьбами и так далее.
Но сейчас в команде Тихановской стали это понимать. Они столкнулись с некоторыми практическими моментами и были вынуждены пойти на контакты со старыми партиями, у которых есть кадры и организаторские способности. Например, в штабе Тихановской работают христианская демократка Ольга Ковалькова, пресс-секретарь «Объединенной гражданской партии» Анна Красулина.
Пошло какое-то взаимодействие, и уже есть некоторые прогнозы, что в случае сохранения власти Лукашенко политические новички начнут искать возможности сотрудничества со старой оппозицией, потому то в Белоруссии практически невозможно зарегистрировать новую партию. С 2000 года это еще никому не удавалось. Некоторые пытались по 6-7 раз, и все мимо.
Поэтому, если Тихановская и ее соратники решат сохраниться в политике, им, наверно, нужно будет интегрироваться в уже имеющиеся оппозиционные структуры. Правда, по самым пессимистичным сценариям, после победы Лукашенко постарается уничтожить всю инфраструктуру сопротивления его режиму на перспективу. Вместе с тем я не уверен, что Тихановская сама захочет вести политическую карьеру. Она откровенно говорит, что не считает себя политиком. Но такие заявления работают, для многих белорусов она стала своей. История «декабристки» их очень трогает.
Из домохозяйки в народного лидера
В то, что ее в итоге зарегистрируют Тихановская верила слабо. Еще 7 июня в одном из интервью она говорила, что даже не представляет, как председатель ЦИК Лидия Ермошина отреагирует на ее кандидатуру. Оно и понятно, именно Ермошина проходит в качестве потерпевшей по делу против ее супруга Сергея. Что касается акций протеста, то она отвечала, что этим должен был заниматься ее муж, она ничего такого организовывать не планирует.
19 июля на первый предвыборный митинг Тихановской, куда она пришла уже со своей боевыми подругами Вероникой Цепкало и Марией Колесниковой, собралось 7 тысяч человек. Для Минска, как оценивали политологи, цифра небольшая, но для женщины, которая явно не собиралась так кардинально менять свою жизнь - вполне внушительная. Вероятно, увидев, сколько людей ее поддерживает, Тихановская в какой-то момент не выдержала и заплакала. В тот день Светлана обозначила себя как самостоятельного политика, а не продолжение мужа. Если Тихановский предлагал игнорировать эти выборы, потому что пока "один известный человек правит", а еще
"одна женщина считает голоса", ничего изменить не удастся, то Светлана вышла с призывом идти на участки, голосовать и защищать свои голоса.
Подобных митингов у Тихановской потом было еще много, и везде она собирала несколько тысяч человек. Самый крупный из них прошел в Минске, на который пришли по порядка 60 тысяч белорусов. После объединения трех штабов, увидев огромную поддержку граждан, Тихановская почувствовала свою мощь и стала гораздо увереннее в себе. Ее речь стала ровнее, она правильно расставляет акценты и в целом ведет себя спокойнее. Конечно же, это большая работа штабов, но без решимости самой Светланы тут бы не обошлось. Из домохозяйки Светлана стала лицом белорусской оппозиции и она это чувствует. Сейчас она признается, что для нее самое трудное - разлука с семьей, а в подготовке кампании - нехватка времени.
О трансформации Тихановской рассказал политолог Дмитрий Болкунец:
- Вначале она была очень растеряна, пряталась от журналистов, стеснялась и боялась давать интервью. Но сейчас она проявляет очень сильный, боевой характер. Условия, в которых она ведет кампанию, выдержал бы не каждый мужчина. Она выходит к многотысячной толпе, проводит акции и все это на фоне огромного стресса, который она испытывает. Я напомню, что Тихановская была вынуждена спрятать своих детей из-за поступающих ей угроз, она очень волнуется за судьбу своего супруга. Учитывая все это, могу сказать, что она проявляет бойцовский характер и закалку.
В целом же белорусское общество воспринимает ее на равных, потому что она - выходец из народа. Простая женщина решила бросить вызов режиму и люди проецируют ее образ на себя. Вызывает возмущение и несправедливость по отношению к ее семье. Люди проявляют максимальную солидарность и выражают поддержку.
Тихановская стала феноменом белорусской политики. Ранее никто ничего подобного не делал. Коалиция с Марией Колесниковой и Вероникой Цепкало дала огромный эффект, который власти не ожидали. Сегодня у Тихановской есть все перспективы в политическом поле, если, конечно, она захочет в нем остаться. Она имеет возможность закрепиться как народный лидер протеста.
Кредо удивило
Светлана удивила избирателей и своей нестандартной программой, суть которой состоит в том, что после ее победы через шесть месяцев будут объявлены новые президентские выборы, в которых смогут принять участие все снятые с нынешней гонки кандидаты. И будет возвращена редакция Конституции 1994 года, где президенту разрешено избираться лишь на два срока. Кому другому с подобной программой избиратель, возможно, и не поверил бы. Горький белорусский опыт показывает, что раз дорвавшись до власти, «народный кандидат» ее не намерен отдавать даже ценой потрясений страны. Но Светлана, с ее ориентацией на «домашние котлеты» почему-то вызывает доверие. Она взвалила на свои плечи груз и будет нести его до тех пор, пока ее от него не освободят.