Хуан Карлос покинул престол в пользу своего сына, принца Астурийского, в 2014 году, а потом и отказался от общественной деятельности. Теперь обстоятельства вынуждают бывшего монарха вообще покинуть пределы Испании. В письме к нынешнему королю он дал понять, что не хочет, чтобы возникшие вокруг его особы скандалы нанесли вред испанской монархии.
Если говорить о вреде, то он, судя по всему, весьма велик. И некоторые наблюдатели вообще говорят, что будущее монархии в пиренейской стране поставлено под угрозу.
Хотя в свое время, в середине 1970-х, именно король Хуан Карлос стал символом возрождения демократии в постфранкистской Испании. В 1969 году он, родившийся в изгнании, в Италии, был объявлен наследником трона , который и занял после смерти каудильо Франсиско Франко в 1975 году (хотя диктатор провозгласил страну монархией в 1947 году, на протяжении нескольких десятилетий трон оставался незанятым). Когда в 1981 году правые военные попытались устроить в Испании путч, молодой король выступил против мятежников.
Теперь же символ ассоциируемой с демократией монархии превращается в символ коррупции, тоже ассоциируемой с самой монархией – и именно этим соображением продиктовано решение экс-короля об эмиграции.
«Руководствуясь своим убеждением наилучшим образом служить народу Испании, ее институтам, а также Вам как королю, - говорится в послании Хуана Карлоса его сыну Филиппу VI, – я сообщаю о своем решении отправиться в изгнание за пределы Испании».
По сообщениям некоторых испанских СМИ, Хуан Карлос уже находится за границей, правда, достоверного подтверждения этому пока нет. О том, где именно собирается жить бывший король, тоже пока ясности нет.
Одним из скандалов, который привел в свое время к отречению Хуана Карлоса от трона стала информация о том, что в 2012 году, в те дни, когда страна с трудом пыталась преодолеть последствия долгового кризиса, король отправился в Ботсвану поохотиться на слонов. Сафари обошлось в 30 тысяч евро, что разозлило многих подданных, а сама по себе охота вызвала возмущение у защитников животных. Королю пришлось приносить извинения и покинуть пост почетного президента испанского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF).
Еще одним связанным с королем скандалом стали обвинения в мошенничестве и коррупции в адрес зятя монарха - герцога Пальма-де-Мальоркского Иньяки Урдангарина, мужа младшей дочери короля, принцессы Кристины.
Зять короля обвинялся в том, что вместе с своими сообщниками умышленно завышал стоимость проведения спортивных мероприятий, а «сэкономленные» с помощью этой схемы деньги выводил в офшоры. А в СМИ появилась информация, из которой следовало, что Хуан Карлос проявлял большой интерес к бизнесу своего зятя. В конце концов, в 2018 году королевский родственник оказался в тюрьме.
Но этим список скандалов вокруг персоны Хуана Карлоса не исчерпывается. В 2018 году в Швейцарии началось расследование, инициированное публикациями СМИ о тайных миллионах бывшего короля.
Внимание швейцарских прокуроров привлекли, в частности, сведения о получении в 2008 году испанским монархом от короля Саудовской Аравии Абдаллы $100 млн – предположительно, в связи с выигранным испанскими компаниями тендером на строительство железной дороги от Мекки до Медины.
В рамках дела была допрошена бывшая подруга Хуана Карлоса, немецкая бизнесвумен Коринна цу Сайн-Витгенштейн, которая, по данным СМИ, получила большую часть денег, подаренных саудовским королем ($65 млн).
В июне 2020-го прокуратура Верховного суда Испании открыла собственное расследование деятельности экс-монарха в связи с саудовскими миллионами. Впрочем, по законам страны, бывший король не может быть привлечен к ответственности за какие-либо действия, совершенные до его отречения в 2014 году. В любом случае, адвокаты Хуана Карлоса утверждают, что их клиент не собирается прекращать сотрудничества со следствием даже после отъезда из страны.
Сообщения о миллионах, полученных Хуаном Карлосом, стали причиной того, что весной этого года король Филипп VI лишил своего ежегодного жалованья в размере 194 тысяч евро. Кроме того, монарх выразил готовность отказаться от наследства 82-летнего отца.