Обстрелы по расписанию

Жители прифронтовой зоны ЛНР до сих пор гибнут от агрессии украинских силовиков

Чем дальше мы отдаляемся от событий «русской весны» на Донбассе, тем очевиднее становится, что ситуация с самопровозглашенными республиками ДНР-ЛНР зашла в тупик. И хорошо только то, что там не «громыхает гражданская война – от темна, до темна», люди, наконец, получили мирную передышку.

Но и эту спасительную соломинку имеют не все. Мы побывали на линии разграничения Луганской народной республики и ВСУ. Обстрелы мирного населения со стороны Украины – это как завтрак, обед и ужин.

Жители прифронтовой зоны ЛНР до сих пор гибнут от агрессии украинских силовиков
Женщина демонстрирует очередное смертоносное железо. Такие «коллекции» здесь есть почти у всех. Фото: Андрей Андреев

- Последние два года открытое общество «Мемориал» фиксирует военные преступления Украины против мирного населения нашей республики, - рассказывает заместитель министра иностранных дел ЛНР Анна Сорока. - Готовит заявления для подачи в ЕСПЧ и Международный уголовный суд в Гааге. Обстрелы луганских  территорий  вдоль линии разведения сил не прекращаются ни на один день. Гибнут и получают увечья люди, разрушаются их жилые дома. Киев целенаправленно выживает нас с этих земель. Стучимся во все международные инстанции, требуем прекратить геноцид ни в чем не повинных людей.

В «прошлой жизни» Анна Сорока - подполковник милиции Украины, работала в Луганске и никогда не думала покидать родные места. Но когда в 2014 г. сюда прилетели самолеты ВСУ и начали бомбить жилые дома, поняла, какую сторону нужно занимать – сторону людей, которых свое же государство ни с того, ни с сего, решило убивать.

Она говорит, что война здесь не закончилась, что седьмой год подряд граничащие с позициями ВСУ поселки подвергаются методичному и жестокому обстрелу со стороны украинских батальонов. И из всех видов запрещенного оружия, включая системы залпового огня «Град», «Смерч», «Ураган».

Нынешним летом по республике прокатились сходы территориальных общин, на которых жители записывают видеообращения к международным правовым организациям с требованием остановить агрессора.

Обстрелы по расписанию

Смотрите видео по теме

ххх

Чтобы посмотреть, в каком постоянном стрессе последние 6 лет находятся жители ЛНР на линии соприкосновения, отправляемся в поселок Донецкий. Он в 1,5-2 км от украинских окопов. Сама линия соприкосновения проходит по домам и огородам – это не серая безлюдная зона.

У здания поселковой администрации уже полсотни людей, под видеокамеру они свидетельствуют о военных преступлениях Киева.

Обстановка спокойная, хотя не без эмоций.

- Год назад на своем огороде я был ранен в ногу от осколка украинской мины, - подходит к нам один из местных жителей. - За ранение и повреждение имущества специальная комиссия начислила мне приличную компенсацию, миллионы рублей. Ведь дом почти разрушен! А оплатить ущерб должна… Украина. Оплатит, если каждый день утюжит нас минами и снарядами…

Начинается стихийный митинг. Люди рассказывают, что их, граждан Украины, каждый день убивает и уничтожает дома их собственное государство. Цель одна: заставить жителей уйти из поселка, где они родились и выросли. Так, из 428 частных домов в Донецком полностью уничтожено 82, в буквальном смысле стерты с лица земли две улицы – Сифонная и Криничная.

Фото: Андрей Андреев

И это не в 2014 году, когда здесь шли горячие бои, а за последнее время.

В каждом выступлении – боль, крик отчаяния. Жители демонстрируют «гостинцы» от Киева, которые прилетают в их дома и огороды: пули, осколки мин, зажигательные, разрывные, фугасно-осколочные снаряды. Ольга Кобзарь, Александр Сомов, Владимир Вайгант, Кошкарева и другие призывают ЕСПЧ и МУС (Международный уголовный суд) положить конец украинскому беззаконию.

В кого летит весь этот металлолом? В граждан своей же страны!..

Из-за постоянных обстрелов с территории, занятой ВСУ (мины и снаряды сюда и в другие поселки летят из станиц Крымская, Орехово, Попасная, Новотошково, подконтрольных Киеву) разрушен центральный водопровод. Воду привозят раз в неделю из расчета 105 литров на человека – на целую неделю. В магазин из дома люди боятся идти – не известно, где тебя застанет очередная «артподготовка» ВСУ. Местная школа и детский сад не функционируют по той же причине. Детей возят на школьном автобусе в соседний город Кировск – автобус тоже может попасть под перекрестный огонь.

Мировое сообщество, вы слышите луганчан?!

ххх

Благодатная луганская земля в летний период цветет и пахнет. Улицы утопают в зелени, с веток прямо под ноги (!) падают уже переспевшие абрикосы и шелковица – для москвичей это чистая экзотика. Казалось бы, живи и радуйся.

Но все это обманчивые внешние впечатления. В 2014 г., в ходе кровопролитных боев, здесь задержали небезызвестную Надежду Савченко, которая корректировала огонь украинской артиллерии по населенным пунктам. Говорят, при ней был рюкзачок серого цвета в розовый цветочек, с платьицем – переодевшись, она могла легко смешаться в толпе местных жителей, а потом перебраться к «своим».

Не успела.

Вот, с 2014 года здесь до сих пор продолжается война и гремит канонада. В крышах многих домов зияют огромные дыры – прямое попадание снаряда. На стенах следы пуль из пулеметов КПВТ или БМП-2.

Вдоль дорог (они просто ужасные из-за ям и колдобин) возвышаются щиты: Опасно! Мины! Кстати, на своих же минах нередко подрываются и бойцы ВСУ. Как говорится, не рой яму другому, сам в нее попадешь.

Таковы реалии сегодняшнего дня на северо-востоке республики. 

Общая линия соприкосновения ЛНР с позициями ВСУ занимает около 300 км.

Вдоль нее мы проехали примерно 100 километров, побывали на сходах территориальных общин в поселках Голубовское, Березовское, Золотое-5, Фрунзе, Донецкий и городе Первомайск.

Везде одно и то же: стреляют, палят прямо по хатам. Люди прячутся в погребах, опасаются за жизнь детей, а дети не могут общаться со сверстниками, тоже сидят в погребах…

В Первомайске бросаются в глаза надписи огромными буквами на первых этажах пятиэтажек: ЛЮДИ. Странно, чтобы видно было издалека, писать-то нужно под крышей!  Как нам пояснили жители,  если дом в результате обстрела разрушится, спасатели должны знать: внизу, в подвалах, находятся семьи с детьми.

ххх

Налеты на мирные поселения особенно участились при нынешнем президенте Украины Владимире Зеленском. Который в ходе своей предвыборной кампании обещал дать Донбассу долгожданный мир. Забегая вперед, скажем, что многие наши собеседники отмечали такой факт: при Петре Порошенко – уж его трудно назвать пацифистом – обстрелов было значительно меньше.

- Я 40 лет проработала в школе, - говорит Алла Викторовна Ермолова, жительница улицы Посохова поселка Голубовское.- Учила детей любить нэньку-Украину. Обо мне фильмы снимало украинское телевидение, приглашали на всевозможные конференции. Теперь, на старости лет, стала сепаратисткой-террористкой. У меня внучка, которая на Украине, в Запорожье. Я не могу к ней приехать, потому что «террористка». Пускай западные правозащитники поживут у нас пару дней, посмотрят, что делается. Нет в поселке ни одного дома, который бы не пострадал от обстрелов! В прошлом году у меня умерла мать – не выдержала этих ужасов. Погиб мой 20-летний племянник. Сколько у нас людей умирают, не переносят страхов войны. А за что воюют? За Голубивку? Так многие жители уже выехали из поселка, снимают жилье в соседних городах Кировске, в Стаханове, или в Брянке. Когда все это закончится?!

- Украинские военные каждый день обстреливают поселок, - добавляет молодая мама Юлия Ерунова, проживающая на улице Молодежная, дом 4. -  Хотят, чтобы мы отсюда ушли, но я никуда не уйду. Здесь мой дом, его построил еще мой дед. Не они, а мы патриоты. Нас они пришли убивать. Киеву нужны не мы, а наша земля, как трофей.

Глава поселка Голубовское Ольга Хуторная рассказывает, что до 2014 г. здесь жили 1587 человек, сегодня 832, в том числе 86 детей. Почти полностью разрушены две улицы: Артема и Солнечная. На улице Шевченко, которая в 50 метрах от украинских блиндажей, осталось всего шесть обитаемых домов.

ххх

С начала нынешнего года в прифронтовой зоне ЛНР погибло два человека и 10 ранено.  Цифры, разумеется, не окончательные – хотя бы потому, что война здесь еще продолжается, а обстрелы ведутся по нескольку раз в день.

- Нужно учитывать и то, что жители за 6 лет в таких условиях научились выживать,- поясняет представитель республиканской администрации Сергей Белов.- С первым свистом снарядов знают – куда бежать и где спрятаться. Есть деревни, которые ВСУ обстреливает по расписанию: с 4 до 6 утра, пока еще не жарко. А потом с 6 до 8 вечера. Но согласитесь, что это не жизнь в центре Европы 21-го века.

На сегодняшний день в ЕСПЧ (Страсбург) и в МУС (Гаага) отсюда ушло соответственно 300 и 200 заявлений от пострадавших жителей. Реакции пока никакой. Хотя подготовить пакет документов для международных инстанций – дело очень кропотливое. Общественные активисты должны, как минимум, трижды встретиться с потерпевшей стороной, найти свидетелей, составить опись причиненного ущерба и оценить его по рыночной стоимости. По международным стандартам суммы набегают немаленькие – только за нанесение морального вреда (стресса, в котором уже 7-й год пребывают жители) 30 тысяч евро, за потерю родственника – 70 тысяч евро.

Но международные инстанции в ответ на формуляры из ЛНР пока дружно не реагируют.

Как молчит и надежная защита республики – народная милиция, так теперь называются вчерашние ополченцы. Мы им благодарны за то, что они нас сопровождали в «горячих точках», экипировали в тяжелые бронежилеты от пуль с сопредельной стороны и советовали, в каких местах ускоряться, потому что они хорошо просматриваются и соответственно простреливаются.

Обстрелы луганских территорий вдоль линии разведения сил не прекращаются ни на один день

Смотрите видео по теме

Но почему такой защиты лишены местные жители?

- Мы строго выполняем минские соглашения и условия перемирия, - ответили нам. - Отвели свое тяжелое вооружение от линии разграничения на 15 км и даже дальше. Нам категорически запрещено открывать ответный огонь. Мы только фиксируем нападения. А с Украиной должны разбираться международные органы.

Пока, мягко говоря, не разбираются. Луганские власти направляют туда многочисленные   заявления и свято верят, что их количество когда-нибудь перейдет в качество.

Может, новая форма – видеообращения жителей в адрес ЕСПЧ и МУС – пробьет глухую стену молчания западных хранителей демократических ценностей?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру