Политолог предрек Белоруссии трудные времена: до выборов может не дойти

«Боевые отряды не афишируются до часа «Х»

Президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил оппозицию в подготовке свержения власти в стране. Об этом он заявил на встрече с военнослужащими 103-й Витебской отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады. Место, выбранное для подобного заявления, говорит само за себя: все более чем серьезно.

 «Боевые отряды не афишируются до часа «Х»
Фото: president.gov.by.

На встрече с военными Лукашенко напомнил о событиях 2010 года и о попытке штурма Дома правительства. Между тем ситуация в Белоруссии в преддверии президентских выборов накаляется. 14 июля по всей стране прокатилась волна протестных акций. Пожалуй, впервые оппоненты Лукашенко продемонстрировали возможности мобилизовать массы на столь серьезный уличный протест.

Полиция действует жестко, однако и сами протесты уже нельзя назвать абсолютно мирными. Возможно ли, что ситуация в Белоруссии пойдет по «украинскому сценарию» и выльется в открытое уличное противостояние власти и оппозиции? Об этом МК рассказал политолог Станислав Смагин.

-Как следует относиться к словам Лукашенко о подготовке госпереворота? Это он просто ищет подходящий предлог для репрессий против оппозиции или его опасения имеют под собой основания?

-К словам Лукашенко у нас уже привыкли относиться как к элементу какого-то политического торга, но факт остается фактом. Его власть сейчас находится под самой серьезной угрозой за весь период его правления. Вполне вероятно, что будут предприняты попытки его насильственного свержения. Не в том смысле, что будет насилие против его персоны лично, а в смысле попытки неконституционной смены власти, предпринятой вне рамок выборных процедур.

С другой стороны, Лукашенко явно дает понять, что отдавать власть не собирается даже в случае проигрыша на выборах. То есть можно сказать, что он сам готовится к неконституционному удержанию власти. Так что тут сталкиваются готовность Лукашенко неконституционно удерживать власть и готовность оппозиции неконституционными способами его свергать.

-То есть, возможно, противостояние выльется на улицы, причем еще даже до выборов?

-Действительно, сейчас улица, гражданское общество, активисты, подпитываемые различными зарубежными центрами силы, в Белоруссии как никогда активны. Люди просто устали от Лукашенко, от его многолетнего пребывания у власти. Эта усталость играет против него. Конечно, его рейтинг не 3%, как утверждают недоброжелатели, но он как минимум не позволяет ему претендовать на победу в первом туре. Если, конечно, дело вообще дойдет до выборов. Думаю, у него сейчас реально процентов 20-25.

-Кому же он может проиграть, ведь всех его реальных  соперников до выборов просто не допустили?

-Из оппозиционных кандидатов осталась только Светлана Тихановская, за которую сейчас «впряглись» и Виктор Бабарико, и Валерий Цепкало, которые согласились отдать ей свои ресурсы и силы. Светлана Тихановская – никто, она просто техническая фигура, замещающая своего супруга, блогера Сергея Тихановского, который сам неожиданно появился всего лишь полтора года назад. Чем-то он похож на украинского блогера Анатолия Шария.

Так вот, за Тихановскую по принципу «протестного голосования» может проголосовать не меньше людей, чем у нас в 2018 году проголосовало за коммуниста Коновалова в Хакасии, в Хабаровском крае - за Сергея Фургала или во Владимирской области за кандидата от оппозиции Владимира Сипягина. Она станет точкой кристаллизации всех протестных голосов и реально наберет много.

Другой вопрос, важно не как проголосуют, а как посчитают. Посчитают, скорее всего, в пользу Лукашенко. Но дальше начнется самое интересное. Хотя интересное происходит уже сейчас. Раньше я думал, что после выборов все кандидаты объединятся и начнут раскачивать ситуацию. Но ситуацию уже раскачивают. Люди выходят на улицы. Объективно власть Лукашенко находится под угрозой, причем под угрозой возможного неконституционного демонтажа.        

-Кто может быть заинтересован в неконституционном смещении Лукашенко?

-Лукашенко дает понять, что за всем этим стоит не только Запад, но и Россия, Кремль. И не исключено, что он не так уж далек от истины. Россия, точнее, ее правящий класс, который я не отождествляю в полной мере с Россией, заинтересован в демонтаже режима Лукашенко, который уже сильно его раздражает.

Он «побил все горшки» даже на личностном уровне с российским руководством. Запад он тоже раздражает, но по другим причинам. Поэтому и Запад, и Россия, по разным причинам, заинтересованы в свержении Лукашенко. Вполне возможно, это будет какое-то точечное объединение усилий по образцу того, как в прошлом году в Молдавии и российские, и американские элиты объединили усилия для того, чтобы свергнуть теневого правителя этой страны олигарха Влада Плахотнюка.

Однако сейчас, через год после его свержения, позиции России в Молдавии стали еще хуже, чем были при Плахотнюке. Если Москва пойдет на временный союз с Западом ради свержения Лукашенко, в Белоруссии произойдет то же самое. Это в итоге окажется свержение в пользу Запада, пророссийский президент там точно не появится.

-Какие есть еще варианты развития событий?  

-Есть другой вариант. Если Лукашенко все же победит эту оппозиционную «заразу», тогда путь на Запад ему будет закрыт. А российское руководство благосклонно согласится опять дружить с Лукашенко, который только что разгромил оппозицию, в которую вкладывалась в том числе и Россия.

Другой вопрос, что даже если Лукашенко, находясь опять в плохих отношениях с Западом, пойдет на новое сближение с Кремлем, это будет союз из серии «была без радости любовь, разлука будет без печали». То есть союз еще более ненавидящих друг друга и еще более не доверяющих друг другу политиков двух стран. И объективно на пользу истинным национальным интересам России и Белоруссии и интересам их интеграции все это не пойдет.

-Запад отвернется в том случае, если Лукашенко пойдет на какой-то кровавый разгон оппозиции?

-Да, на силовой вариант. Конечно, в последнее время Запад старался сближаться с Лукашенко на почве его антироссийского дрейфа. Конечно, Запад любит своих «сынов» и всегда закрывает глаза на их шалости. Примеры - Сомоса, Пиночет, Порошенко. Но это только в том случае, когда это «свой сын» изначально. Свой выращенный продукт. Лукашенко – не свой. Поэтому, если он пойдет на силовой вариант, на Западе он вновь окажется в изоляции.

И Республиканская, и Демократическая партии США, если Лукашенко пойдет на подавление оппозиции, будут за санкции и за новое ухудшение отношений с ним. Европа тоже это в любом случае не одобрит. С другой стороны, есть еще Китай. Китай является закулисным, но все же субъектом всей этой игры за Белоруссию.     

-Что известно о Тихановском, кто за ним стоит?

-Тихановский «выскочил» совершенно неожиданно. До 2019 года поиск в Интернете по нему выводит только на объявления на сайте Авито о продаже машины. Он был немного известен как бизнесмен, который занимался очень широким и непонятным спектром различных проектов.

Широким кругам белорусских масс он совершенно не был известен до прошлого года, когда он вдруг завел свой интернет-канал и стал очень жестко критиковать белорусскую власть. В стиле Шария и, в чем-то, в стиле Зеленского.

При этом, жестко критикуя Лукашенко, он не говорит, за что выступает сам. На этом он набрал большую популярность. Конечно, есть вопросы. Ведь это только так кажется, что стоит завести свой канал и выдавать качественный контент, и сразу пойдут подписчики. Нет, должна быть большая работа по раскрутке. Сначала надо серьезно вложиться.

Кто является бенефициарами проекта «Тихановский», неизвестно. Но они, безусловно, есть. Во время обыска на даче Тихановского нашли почти миллион долларов. Его мать, присутствовавшая при обыске, признала, что деньги принадлежат семье.

Провластные СМИ называют его агентом Москвы, при том, что он жестко выступает против российско-белорусской интеграции. Факт, что Тихановский – очень загадочная фигура, за которой стоят теневые, но сильные и влиятельные выгодополучатели.

В том, что это российский проект, я сомневаюсь. Хотя внутри российской элиты есть самые разные политические игроки, и интересы многих из них противоположны интересам России как таковой.         

-Что ожидает Белоруссию после выборов?

-Если все же дойдет до выборов, то ситуация, на мой взгляд, будет развиваться так. Лукашенко победит в первом туре, голоса посчитают «как надо». Однако оппозиция эти результаты не признает, начнутся протесты.

Дальше возможны варианты. Вариант А. Лукашенко пойдет на попятную, согласится либо отдать власть, либо поделиться ею с какой-то широкой коалицией оппозиционных сил. Например, назначить главой правительства, а фактически своим соправителем, министра иностранных дел Владимира Макея, самого прозападного политика Белоруссии.

Но вариант, что он поделится властью, еще менее вероятен, чем тот, что он просто уйдет. Делиться властью - не в его натуре. Поэтому он, скорее всего, эти протесты задавит. В отличие от Януковича, у него есть для этого, скажем так, мускулы. Силовики вряд ли будут играть против него.

Основная часть силовиков к нему лояльна. Думаю, что они подавят эти протесты. После этого Лукашенко, скорее всего, останется в геополитическом одиночестве. Как минимум со стороны Запада точно. И у него останутся следующие варианты. Либо стать вассалом Китая, что для него предпочтительнее всего.

Но технически это немного сложно. Китай слишком далеко. Для Лукашенко это хороший вариант, но с большими проблемами. Либо он, закрыв глаза на тот факт, что оппозиция, которую он только что подавил, отчасти действовала с подачи Москвы, опять пойдет на поклон к Кремлю.

Но этот вариант будет на самом деле деструктивным. Это будет союз сил, настолько друг другу антипатичных, что для российско-белорусской интеграции ничего хорошего он не принесет.

-Оппозиция готовит белорусский вариант майдана?

-Думаю, да. Примет ли он крайние формы, как в Киеве, не знаю. Хотя в 90-е годы и в Белоруссии были достаточно отмороженные правые силы, неонацисты. Многие белорусы воевали в Донбассе на стороне Киева. Там есть какие-то военизированные отряды, хотя они не так заметны, как на Украине и неизвестно, в какой степени они смогут стать действующей силой этих протестов.

Протест пойдет по более «травоядному» пути, чем на Украине. Однако наверняка предсказать ничего нельзя. Часто боевые отряды не афишируются до «часа Х». И вполне возможно, что они окажутся более подготовленными и многочисленными, и лучше вооруженными, чем это можно предположить сейчас.

Читайте также: Белорусская оппозиция отказалась от России: тайный смысл заявлений "Жириновского в юбке"

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру