"Отдельные результаты экспертных исследований уже имеются в распоряжении следствия, - гласит заявление официального представителя СКР Светланы Петренко. - Вместе с тем следствию еще предстоит значительный объем работы... Продолжается поиск имеющих значение для дела архивных материалов, в том числе и медицинских документов, – это сложный и трудоемкий процесс...
Лишь после получения оставшихся заключений экспертов и окончания необходимых следственных действий по совокупности будет принято процессуальное решение".
Еще менее обнадеживают слова руководителя следственной бригады, старшего следователя по особо важным делам при председателе Следственного комитета Марины Молодцовой. По ее словам, нет полной ясности ни в отношении участников расстрела (установлены лишь "некоторые" из них, "работа в этом направлении продолжается"), ни даже в том, как квалифицировать деяние.
"Учитывая, что с момента совершения этого убийства прошло более 100 лет, в ходе которых уголовное законодательство России неоднократно менялось, следствие обратилось за научно-консультативной помощью в квалификации деяния к специалистам Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, - сообщила Молодцова газете "Известия". - Окончательное решение пока не принято".
Впереди у следствия много и других интересных экспертиз. Например, такая. "Эксперты предлагают изготовить 3D-модель шляпы, которая была на голове Николая Александровича в момент его ранения в Японии, - поведала Молодцова. - Она хранится в Эрмитаже". Это необходимо якобы для того, чтобы сопоставить повреждения на головном уборе со следами, обнаруженными на черепе. И убедиться, что царь - настоящий.
Но зачем, если, как утверждают в один голос и Молодцова, и Петренко - а два года назад заявил сам председатель СКР, - "на основании многочисленных экспертиз следствие пришло к выводу, что останки принадлежат Николаю II, его семье и лицам из их окружения"? Неужели остались какие-то сомнения? Если верить Молодцовой - да. "Мы продолжаем собирать материалы и проводить все необходимые судебные экспертизы, чтобы исключить малейшие сомнения, - заверила следователь. - По окончании всех экспертиз их результаты будут оцениваться в совокупности".
Словом, какая там точка! Работы - непочатый край. Теперь уже даже и не верится, что пять лет назад, когда было возобновлено следствие по закрытому в 2009 году "царскому делу", предполагалось, что оно продлится каких-то пару месяцев. Задача была - показать церкви, что нет никакого обмана или подвоха. Убедить святых отцов в подлинности останков, дабы они не проигнорировали церемонию захоронения праха цесаревича Алексея и великой княжны Марии. Похороны, напомним, были запланированы на 18 октября 2015 года.
Но, как теперь уже очевидно, скорое признание "екатеринбургских останков" в планы церковного руководства не входило. Тем не менее и работа следствия, и деятельность межведомственной рабочей группа по вопросам, связанным с исследованием и перезахоронением останков Алексея и Марии, были поставлены в зависимость от позиции РПЦ. Об этом было заявлено совершенно официально. "Сроки зависят от церкви, - заявил руководитель рабочей группы Сергей Приходько. - Мы находимся в диалоге и контакте и ждем от них их решения".
По данным осведомленных источников обозревателя "МК", де-факто следствие давным-давно завершено. В последние несколько лет вся его энергия направлена на то, чтобы синхронизироваться с неспешным течением "церковных экспертиз", изыскивая все новые и новые мотивы отсрочки. И интервью Молодцовой это вполне подтверждает: занимательные следственные эксперименты типа изготовления "3D-модели шляпы Николая II", мягко говоря, не выглядят убедительной причиной для оттягивания процессуального решения.
Впрочем, по некоторой информации, к нынешней годовщине казни Романовых идущие рука об руку следствие и церковь все ж таки планировали закруглиться. Но что-то помешало. И, похоже, дело тут вовсе не в царской шляпе. Вполне возможно, это "что-то" - мятеж, поднятый схиигуменом-раскольником Сергием (Романовым).
Стоит напомнить, что Сергий был организатором строительства и первым игуменом монастыря святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма. Согласно версии, которой до сих пор официально придерживается РПЦ, на Ганиной Яме тела Романовых и их слуг были полностью уничтожены. По этой логике, наиболее яростными проводниками которой, как нетрудно догадаться, выступают отец Сергий и его верные последователи, "екатеринбургские останки" - не что иное, как "лжемощи". А те, кто признает их подлинными, - слуги Сатаны.
К гадалке не ходи: закрытие дела, подразумевающее признание останков церковью, - во всяком случае, вынуждающее ее принять окончательно решение по этому вопросу, - явно дало бы Сергию и "сергианцам" новый повод для нападок на церковные и светские власти. И, судя по всему, высокое начальство решило такого повода не давать.
Политически решение, пожалуй, верное. Но издержки тоже весьма велики. История все более превращается в фарс. Все больше напоминает диалог из захаровско-горинской "Формулы любви":
- Степан, у гостя карета сломалась.
- Вижу, барин. Ось полетела. И спицы менять надо.
- За сколько сделаешь?
- За день сделаю.
- А за два?
- Ну... Сделаем и за два.
- А за пять дней?
- Ну... Ежели постараться, можно и за пять.
- А за десять?
- Ну, барин, ты задачи ставишь! За десять дён одному не справиться. Тут помощник нужен. Гомо сапиенс.
- Бери помощников. Но чтобы не раньше!
Ну, с той поправкой, что в нашем случае счет идет не на дни, а на десятилетия.