Считается, что морской державой может называть себя лишь та страна, которая не просто обладает мощным флотом, но также владеет такими технологиями военного кораблестроения, которые позволяют проектировать и строить суда самых различных классов, включая корабли дальней морской зоны. К этим технологиям обычно относят создание атомных подлодок, кораблей класса «фрегат» и десантных вертолетоносцев. Обычно говорят, если страна умеет строить атомные субмарины, то уже дизель-электрические для нее – не проблема. А если может спустить на воду фрегат, то она способна создавать все типы надводных кораблей: эсминцы, крейсеры, авианосцы и десантные корабли.
СССР был страной, которая умела строить такие суда. Однако после распада Союза многие судостроительные мощности, особенно с отделением Украины, были утеряны. Теперь уже современная Россия начала не только возвращать утраченные позиции, но и выходить на новый уровень мирового кораблестроения, с каждым годом все более уверенно закрепляя за собой статус великой морской державы.
На зависть французам
Последняя громкая история, связанная с кораблями, которую обсуждала практически вся Россия, стала покупка вертолетоносцев «Мистраль», которые в 2010 году российское военное ведомство заказало во Франции на судоверфях в Сен-Назере. Тогда у этой идеи в России было множество противников, которые считали, что нам не следует садиться на технологический крючок одной из стран НАТО, а корабли такого класса строить нужно самим.
Споры по этому поводу велись самые жаркие, но, в конце концов, все разрешилось само собой. Причем с выгодой для нас. В 2014 году, когда Крым стал российским, США ввели санкции против нашей страны. Под давление Вашингтона, Париж был вынужден расторгнуть сделку по «Мистралям». И произошло это в тот момент, когда российский экипаж проходил обучение на первом уже готовом вертолетоносце.
К тому времени многие натовские секреты таковыми для наших моряков и инженеров уже не являлись, так как контракт предусматривал передачу России технологий по боевым информационным управляющим системам этого типа кораблей, а также освоение крупнопанельной сборки кораблей. Один из элементов корпуса корабля был построен на нашей верфи и отбуксирован во французский Сен-Назер.
Французам пришлось вернуть российскому заказчику 950 млн евро авансовых платежей после расторжения контракта. Так что российское Минобороны в накладе не осталось.
И вот теперь два корабля такого же класса закладываются на российских верфях в Керчи, что выглядит весьма символично: когда-то из-за Крыма Франция отказалась нам поставлять свои вертолетоносцы, а теперь в Крыму мы начинаем строить такие же свои.
При этом утверждать, что российские универсальные десантные корабли - полные копии французских, нельзя. Хотя примерно год назад специалисты Центра военно-морского анализа в штате Виргиния заявляли, что Россия, дескать, не в состоянии самостоятельно разработать проект корабля аналогичного «Мистралю», поэтому она собирается скопировать его, используя свои судостроительные мощности.
Однако американские аналитики ошиблись. Российские УДК 23900 «Прибой», которые будут строиться на керченском судостроительном заводе «Залив» по проекту Невского проектно-конструкторского бюро – это полностью российский продукт. По информации специалистов Крыловского центра, наши корабли будут вместительнее и гораздо современнее французских «Мистралей».
Для сравнения: десантный вертолетоносец класса «Мистраль» длиной в 199 метров имеет полное водоизмещение – 21,3 тыс. тонн. Его вертолетная группа включает 8 десантных и 8 штурмовых вертолетов. Корабль имеет четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. На его грузовой палубе можно разместить 1100 тонн грузов: до 470 десантников, либо до 40 танков.
Новый российский УДК габаритами превосходит «француза», имея длину 220 метров и водоизмещение в 25 тонн. Он сможет иметь более 20 тяжелых боевых вертолетов. Корабль получит вместительную доковую камеру для шести десантных катеров. Он сможет перевозить до 70 единиц крупной военной техники и свыше 1000 морских пехотинцев. По сравнению с «беззубым» «Мистралем», который имеет лишь две пусковые установки зенитного ракетного комплекса Simbad, две 30-мм артустановками Breda-Mauser и четыре 12,7-мм пулемета, российский УДК будет намного основательнее вооружен и более автономен.
Как рассказали «МК» на керченском заводе «Залив», два первых корабля, заложенные в присутствии президента страны, скорее всего получат имена «Севастополь» и «Керчь». А сумма контракта, заключенного военными этой весной на их строительство, оценивается в 100 млрд рублей.
Подводная мощь
В этот же день на судоверфях Северодвинска будут заложены две новых атомных подлодки проекта 885М «Ясень», которые получат наименование «Воронеж» и «Владивосток». За их закладкой президент будет следить из Керчи в режиме онлайн.
Специалисты считают эти субмарины вершиной судостроения, основанного на всем том богатом опыте, который был получен отечественными кораблестроителями за всю историю создания и эксплуатации атомных субмарин.
Подлодки проекта 885М «Ясень» имеют принципиальные отличия от большинства советских подлодок, которые имели двухкорпусную конструкцию. То есть внутренний легкий корпус у них был прикрыт еще одним прочным внешним корпусом, отделенным от основного балластными цистернами. Считалось, что в этом случае подлодки имеют больший запас плавучести.
Новые подлодки проекта «Ясень» и «Ясень-М» - полуторакорпусные. Их внешний корпус не полностью охватывает внутренний, а лишь частично, играя роль резонатора для тех шумов, которые издает подлодка. Благодаря такой схеме субмарины этого проекта считаются самыми малошумными в мире, что позволяет им практически незаметно отслеживать перемещение авианосных ударных групп противника.
Другим необычным для советской конструкторской школы решением стало то, что на «Ясенях» из носовой части лодки убрали торпедные аппараты, которые ранее всегда находились в носовом отсеке. Вместо них там разместилась огромная сферическая антенна – главная часть гидроакустического комплекса нового поколения.
Атомный реактор «Ясеней» так же является самым современным. Его конструкция принципиально снижает потенциальную возможность аварий и воздействия радиации на экипаж. Срок службы нового реактора без перезарядки составляет 25-30 лет – примерно столько же, сколько может прослужить сама лодка.
Но самое главное достоинство «Ясеней» - их вооружение: крылатые ракеты и торпеды. На вооружении подлодок имеются 10 торпедных аппаратов, боезапас которых составляет 30 торпед, а также 8 пусковых установок, в которые можно зарядить 24 противокорабельные крылатые ракеты «Оникс», «Бирюза», или «Калибр». Система управления их стрельбой такова, что первый пуск ракет может состояться уже через четыре минуты после поступления команды.
В перспективе основой ударной мощи этих подлодок должны стать гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», с дальностью до 500 км и скоростью до 8 Махов, недоступными для средств ПРО-ПВО любого противника, так как противоракеты просто не успевают их отследить и догнать.
Причем ракетные удары по любым целям – надводным кораблям, подлодкам, наземным объектам –«Ясени» способны наносить, даже не всплывая на поверхность. Ну, а если потребуется, то и в надводном положении, находясь прямо на базе у причальной стенки.
Как считают эксперты, подлодки «Ясень» в перспективе станут основой подводной группировки Северного флота, встав на защиту российских интересов в Арктике. Пока в составе Северного флота есть лишь одна многоцелевая субмарина этого проекта - «Северодвинск», поступившая на вооружение в 2014 году. В ближайшие годы Северный флот должен получить пять таких подлодок, для которых планируется построить собственную базу в Арктике. По мнению экспертов, подлодки проекта «Ясень» имеют огромный модернизационный потенциал. Это позволит им еще долгое время оставаться в составе флота.
Адмиральская серия
Вместе с Северодвинском и Керчью, на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге планируется закладка двух многоцелевых фрегатов проекта 22350, которые получат имена выдающихся советских адмиралов Эмиля Спиридонова и Ивана Юмашева.
Фрегаты проекта 22350 так называемой адмиральской серии – это первые крупные военные корабли, которые начали строится в России после распада СССР. Именно на них сегодня делает главную ставку командование ВМФ в перевооружении флота. Изначально планировалось, что в состав всех четырех флотов войдет 20 фрегатов серии 22350, но затем была сделана корректировка в сторону уменьшения их числа. Сначала до 15, а затем до 12 кораблей. Всего на «Северной верфи» сейчас идет строительство шести таких многоцелевых фрегатов дальней морской зоны.
Головной корабль этого проекта – фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен в Санкт-Петербурге в 2006 году. Сроки его строительства затянулись. Сначала из-за разрыва кооперации с Украиной, где для корабля делалась силовая установка, затем из-за отсутствия финансирования. В результате лишь в 2018 году на корабле был поднят Андреевский флаг, а в 2019-м он отправился в свой первый морской поход.
В том же году в Санкт-Петербурге в присутствии Владимира Путина заложили еще два фрегата этой серии - «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов», которые должны быть готовы к 2024-му и 2025-му годам соответственно. Завершает испытания фрегат этой серии «Адмирал флота Касатонов» и готовится к спуску на воду «Адмирал флота Головко». Все это дает право говорить уже не о штучном, а о серийном производстве российских боевых кораблей дальней морской зоны.
Эксперты часто сравнивают российские фрегаты серии 22350 с американскими эсминцами, на борту которых имеется ракетное вооружение, артиллерийские системы, торпеды и один-два вертолета. Однако в отличие от них, российские фрегаты получают более серьезное ударное вооружение – все те же ракеты «Оникс», «Калибр» и «Циркон». Причем их количество на каждом новом корабле, по сравнению с первым фрегатом этой серии, увеличится с 16 до 48 единиц. Так же будет усилено их противолодочное вооружение, комплексы ПВО дальней зоны, что существенно повысит ударную мощь новых фрегатов по сравнению с «Адмиралом Горшковым». В результате каждый фрегат в отдельности сможет представлять реальную угрозу для авианосных ударных групп ВМС США.