«МК» писал об этом законопроекте — первом из той сотни, которую власти собираются принять в развитие новых норм Конституции. 14 июля в зале пленарных заседаний позицию авторов отстаивал глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР»). Теперь в статье 67 Основного закона «прямо говорится, что запрещается отчуждение территории РФ, призывы и деятельность, направленные на это», но «конечно же, возможно исключение, связанное с работами по определению границ с сопредельными государствами», заявил он. И в действующем законе «О противодействии экстремистской деятельности» тоже надо уточнить: призывы к отчуждению земель и соответствующие действия являются экстремизмом — с той же оговоркой про границы.
Тут Алексей Куринный (КПРФ) поинтересовался, как «в правовом смысле» называется «перемещение границ в Хабаровском крае и в пользу Норвегии» и можно ли будет в результате делимитации и демаркации «фактически отчуждить (так и сказал. — «МК») Южные Курилы в пользу Японии». Г-н Крашенинников сразу заверил, что «отчуждение островов невозможно». «О каком отчуждении вы говорите?» — строго спросил г-на Куринного спикер Вячеслав Володин. Коммунист невнятно сказал лишь, что были, мол, «соглашения», и он потом «уточнит».
«Мы зачем провоцируем эту повестку? Меньше слов — меньше срок. Вы сами сейчас на себя наговариваете», — строго отчитал г-на Куринного спикер. А потом сказал, что «многие российские политики» (фамилии названы не были) публично заявляли о необходимости расчленения России, и теперь для них сразу ответственность будет — до 10 лет лишения свободы. «Ни Сахалина, ни Курил. Что сказал президент про уши осла? Вот пускай ждут, кто мечтает», — завершил свой спич г-н Володин, сорвав аплодисменты части зала.
Президент, напомним, как-то пообещал «от мертвого осла уши» тем в Эстонии, кто претендует на Пыталовский район Псковской области.
Между тем вопрос г-на Куринного был не праздным. Конституция после внесения в нее поправок называет недопустимыми «действия, направленные на отчуждение части территории РФ» и призывы к ним — но «за исключением», так и написано, «делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами».
Тут масла в огонь подлил вице-спикер Игорь Лебедев (ЛДПР). Он спросил, как будут впредь поступать с теми, кто «призывает к присоединению к России тех или иных территорий». «С точки зрения логики что отчуждение, что присоединение является нарушением территориальной целостности», — заявил депутат. И этот вопрос не был праздным: текст обсуждавшегося законопроекта предлагал считать экстремизмом «нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации)…». Кстати, провести референдум о присоединении к России территорий ДНР, ЛНР, Абхазии и Южной Осетии недавно предложил лидер одной из новых партий писатель Захар Прилепин…
Г-н Крашенинников в ответ заявил, что присоединение и отчуждение — разные понятия, и они говорят в данном случае про отчуждение.
«Есть одна федеральная партия, которая заявляет, что не признает волеизъявление жителей Крыма, и считает, что Крым не является территорией РФ. Будет ли ее деятельность подпадать под экстремизм со всеми вытекающими последствиями вроде приостановки деятельности и ликвидации?» — поинтересовался Андрей Альшевских («ЕР»). Но вопрос о том, является ли теперь констатация факта незаконности уголовно наказуемым призывом или действием, направленным на нарушение территориальной целостности России, так и остался не проясненным.
Потом г-н Пискарев напомнил, что Уголовный кодекс позволяет привлекать к уголовной ответственности и тех, кто совершил преступления за пределами РФ, даже иностранцев. «Особенно это касается наших украинских коллег. Заявления в отношении Крыма, которые они будут делать, за собой повлечет наказание по законам РФ, мы сможем требовать их экстрадиции к нам в страну. Многие горячие головы остудятся, возможно», — опять вступил в дискуссию спикер. И добавил, что это касается граждан любых государств — и Прибалтики, и США в том числе.
Представители всех фракций поддержали законопроект. Лишь Сергей Иванов (ЛДПР) уточнил то, что не смог уточнить г-н Куринный: договор между РФ и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств, по его словам, привел к тому, что Норвегия получила половину спорной акватории, а Китаю были переданы при делимитации и демаркации границы нескольких островов. По мнению депутата, законопроектом выводятся из-под ответственности те, кто теоретически сможет при помощи делимитации и демаркации границ отдавать наши территории.
Голосование можно было бы считать единогласным (382 «за»), если бы не один воздержавшийся. Это был г-н Иванов.