Процесс задержания Фургала и Сафронова был снят операторами силовых ведомств с разных ракурсов. Видео почти мгновенно появилось в СМИ. На нем видно, что арест проходил с участием большого количества оперативников, которые действовали быстро. Вот как оценил их действия доцент факультета экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университету Александр Сечко.
-Александр Владимирович, не многовато ли было силовиков при задержании того же Фургала?
-Почему так много представителей правоохранительных органов? Для того, чтобы иметь подавляющий численный перевес, демонстрирующий серьезность намерений и наличие веских аргументов для задержания. А также обеспечивающих деморализацию представителей службы безопасности губернатора и пресечение с их стороны возможных действий по выполнению своих профессиональных обязанностей.
Представьте ситуацию: к внедорожнику Фургала подходят два представителя, например, полиции для его задержания. Предъявляют документы. И что произойдет далее? Будут соревноваться с охраной, у кого длиннее пистолеты, главнее печать в корочке и т.д.
Судя по кадрам, жесткого физического воздействия на задержанного оказано не было. Сотрудники спецназа выполняли отработанные до автоматизма действия, предусмотренные процедурой и можно сказать, очень старались тактильное воздействие «разбавлять» вербальным.
-А в случае с Иваном Сафроновым?
-Та же самая картина, только масштабы иные. Представленные в видеоматериалах Следственного комитета силы заде6ржания вполне адекватны масштабам.
Опять же, к вопросу адекватности физического воздействия. Они оправданы. Их нельзя сравнить, например, с периодически появляющимися в СМИ видео с действиями спецназа по задержанию лиц в предполагаемых наркопритонах, экстремистских организациях, где задержанные лежат лицом в пол, руки за головой.
В современном обществе задержать методом «торгов на одесском Привозе» можно, но далеко не в 100% случаев.
Это проверенные временем и регламентированные эффективные приемы воздействия на психику , позволяющие быстро решить профессиональную задачу.
И в случае с Фургалом, и в случае с Сафроновым задачи были выполнены без «фанатизма», с поправкой на личность задержанных, в частности, на низкую вероятность серьезного физического сопротивления с их стороны или бегства.
-А если просто вручить людям повестки?
-Представить это событие в виде вручения повестки для явки в следственные или иные органы представляются невероятными ввиду своей малой эффективности по ряду причин. Например, вручили подозреваемому повестку. Но ведь понятно, что при этом у него остается возможность на некоторое время затеряться в пространстве и времени, по возможности скрыть улики, если они имеются. Или вообще скрыться.
-Кое-кто считает, что силовики уж слишком много видеоматериалов выложили с задержания Фургала и Сафронова. Было похоже на пиар спецслужб.
-Почему все предано широкой огласке? Неизвестность достаточно неприятное явление. Представьте ситуацию: вечером был губернатор на месте, а утром пропал, и целый край только догадывается о его судьбе. Были такие страницы в истории нашей страны, обычно они связаны с мрачными воспоминаниями.
Гласность в этом вопросе только на пользу. Она обеспечивает большую объективность расследования, сохранение жизни и здоровья задержанного, понимание и принятие обществом ситуации. Подчеркиваю, не гарантирует, а только обеспечивает некоторое преимущество.
Представленные видеоматериалы о задержании Сафронова также снимают массу вопросов; кем задержан, за что, возможные последствия, что со здоровьем, жив ли вообще?
Словом, изучив материалы по задержанию Фургала и Сафронова, ничего необычного я не увидел.
Понятна обеспокоенность общества данными событиями. Будем надеяться, что справедливость восторжествует.