Наталья Зубаревич, доктор географических наук, директор региональной программы Независимого института социальной политики:
«Экономика Хабаровского края держится на нескольких опорах: это самолетостроение (в Комсомольске-на-Амуре находится ведущее предприятие авиационного холдинга «Сухой» по производству истребителей - «МК».) нефтепереработка в Хабаровске, и лес. И в промышленности у них так: больше самолетов выпустили - сразу рост, меньше - сразу не очень красиво…
Данные по валовому региональному продукту у нас пока только за 2018 год, так что трудно сказать, что там было в последние два года (Сергей Фургал стал губернатором осенью 2018 года. - «МК»), какая динамика развития. Но у края есть специфика именно по 2020 году. Во-первых, в кризис апреля-мая у них вообще не было спада промышленности, и это означает, что гособоронзаказ был. Во-вторых, в первом квартале 2020 года на 22% выросли инвестиции. Край строит аэропорт в Хабаровске, и мог сам выбрать партнера. Они выбрали японцев, что было правильным инвестиционным решением. Но если посмотреть долю Хабаровского края во всех инвестициях в стране - всё равно получается смешная цифра в 0,8%.
Ещё можно отметить, что в Хабаровском крае не было жесткого карантина, и потому в этот кризис меньше упала торговля. У них низкая безработица, потому что на крупных и средних предприятиях, если что не так, то это не безработица, а неполная занятость. Как и у всей страны, чудовищно упали поступления от налога на прибыль: по апрелю на 40 с лишним процентов. Поступления в казну от НДФЛ упали чуть меньше…
Вообще же Хабаровский край - во всем середняк: и по уровню бюджетной обеспеченности, и по экономическому развитию. И за два года ничего объективно не произошло, потому что реальные крупные инвестиции в край и на Дальний Восток в целом так и не пришли. ЛДПР может говорить что угодно, но один губернатор не в состоянии вытащить такой проблемный в смысле инфраструктуры, удаленности и преобладания отраслей ВПК регион. Так что не надо приписывать Фургалу суперэкономический менеджеризм: этого не было и не могло быть в данных обстоятельствах. И всё, что происходит сейчас с ним, никакого отношения к экономике не имеет, перед нами политическая история».
Ростислав Туровский, политический географ и политолог, вице-президент Фонда политических технологий:
«Нельзя сказать, что Фургал был эффективным губернатором - сегодня это просто нереально без мощной поддержки центра, которой у него не было. К тому же от предшественника (губернатора края с 2009 по 2018 годы Вячеслава Шпорта - «МК».) ему достался огромный госдолг, что совсем ограничивало свободу действий в финансовой сфере. Феномен Фургала связан с другим. Во-первых, с попытками вести диалог с обществом и принимать хотя бы точечные решения в его пользу, что выгодно отличало его от предшественника, который даже не стал вести избирательную кампанию, думая, что люди сами догадаются за него проголосовать. Во-вторых, с традиционным для Дальнего Востока негативным отношением к Москве, которое стало ещё более настороженным, когда центр стал уделять Дальневосточному федеральному округу большое внимание, а социальных результатов там мало кто дождался. Избранный на протестной волне Фургал стал символом попыток отстоять региональную идентичность, хотя и не был никаким бунтарем. Так что дело не в личности Фургала, а в общественных настроениях на Дальнем Востоке, которые и сделали его «героем толпы», пусть даже на время.»
Михаил Виноградов, политолог, глава Фонда «Петербургская политика» (на протяжении долгих лет участвовал в подготовке ежегодных рейтингов политической выживаемости губернаторов):
«С одной стороны, Сергей Фургал действительно был популярен и демонстрировал образ «настоящего» политика при очевидном дефиците настоящести у многих современных публичных персон. И за два года он сумел не растерять поддержки, одновременно сохраняя образ "народного" губернатора и обходя острые углы в отношениях с Москвой, в целом ведя себя как системный чиновник, готовый к работе губернатора.
Мы уже несколько лет не выпускали рейтингов выживаемости губернаторов (последний датируется 2016 годом - «МК».). Но если реконструировать использовавшиеся нами критерии и применить их к главе Хабаровского края, то на момент до пандемии его политическую выживаемость можно было бы оценить на 4 с минусом. В пользу Фургала работали популярность, системность и издержки замены, а против - отсутствие очевидных лоббистов в центре, а также активность правоохранителей вокруг его персоны.»
Читайте также: Российская власть угодила в хабаровскую ловушку