Ранее сообщалось, что «боинг» упал после того, как в него попали две зенитные ракеты малой дальности класса «земля - воздух», выпущенные из комплекса «Тор-М1»
В опубликованном иранским агентством Tasnim отчете отмечается, что трагедия произошла из-за человеческой ошибки. Документ обнародован в соответствии с Чикагской конвенцией по гражданской авиации. Его цель - установить причины события, чтобы предотвратить подобные трагедии в будущем.
В отчете восстановлена цепь событий, предшествовавших трагедии. 3-го января 2020 года в результате ракетного удара ВВС США был убит известный иранский генерал Касем Сулеймани. В ответ через неделю Иран нанес ракетный удар по объектам США в Ираке. Во время этой операции вооруженные силы Ирана были приведены в повышенную боевую готовность, многие военные части, в том числе комплексы ПВО, передислоцированы.
В отчете управления гражданской авиации отмечается, что около 4 часов утра в среду, 8 января, «в связи с изменением уровня готовности страны к противовоздушной обороне», военное ведомство проинформировало гражданский сектор управления воздушным пространством страны о том, что с взлетно-посадочной полосы тегеранского аэропорта разрешено выполнять полеты только с одобрения военных.
Борт 752 Международных авиалиний Украины в 5:51 подал запрос на включение двигателей. Запрос был передан в Национальный центр контроля. В 5:53 Центр координации обороны выдал разрешение на вылет. Экипаж получил разрешение на вылет из аэропорта Имама Хомейни в 6:10. В отчете отмечается, что взлет и полет проходили по запланированному маршруту, на установленной высоте и в указанном воздушном коридоре.
В связи с изменением уровня готовности вооруженных сил Ирана и в ожидании удара со стороны США в эту ночь были передислоцированы мобильные комплексы ПВО, прикрывавшие Тегеран и аэропорт от ударов с воздуха.
При этом, как указывается в отчете, из-за человеческой ошибки новые данные геолокации не были внесены в систему управления зенитного комплекса. Из-за неправильной перенастройки радиолокационная система стала выдавать данные о воздушной обстановке с ошибкой в 107 градусов,
Как отмечается в отчете, не были приняты меры, которые могли бы эту ошибку в наведении исправить.
В 6:13 оператор комплекса ПВО обнаружил цель, которая, согласно данным его автоматики, приближалась к Тегерану с юго-запада. На самом деле, это был украинский самолет, взлетевший из тегеранского аэропорта.
При этом информация о «подозрительной цели» не была передана в координационный центр. И это еще одна из причин последовавшей катастрофы.
В 6:14 расчет ПВО осуществил пуск ракеты по якобы вражеской цели, не получив ответа от координационного центра. По инструкции, если расчет ПВО не смог связаться с координационным центром и не получил команду на обстрел, он не имел права стрелять.
После пуска первой ракеты комплекс ПВО в автоматическом режиме выпустил вторую ракету в 6:15.
После этого, фиксируется в отчете, около 6:16 на самолете вспыхнул пожар. В 6:18 самолет упал в районе Халаджабад.
На борту находились 176 человек, в том числе 9 членов экипажа. Все они погибли. В основном на самолете летели граждане Ирана и Канады.
В отчете отмечается, что расследователи не занимаются установлением конкретных виновных, определением их вины и вынесением наказания. Это прерогатива других ведомств.
В свою очередь, ведущий военный эксперт Алексей Леонков сказал «МК», что озвученная иранской стороной ошибка расчета ПВО является грубейшим недочетом в подготовке зенитчиков.
-Фактически расчет зенитного ракетного комплекса плохо был подготовлен. Это элементарная вещь, которую должны знать все расчеты: когда зенитный ракетный комплекс встает на позицию для защиты какого-то района, первое что должны сделать специалисты – осуществить топографическую привязку к местности. Для этого есть специальный прибор, и в инструкциях все четко расписано. Это первое, что делает расчет зенитного ракетного комплекса. Только после установки геолокации комплекс готов к боевой работе. Без привязки послать ракету точно в цель и выполнить боевую задачу невозможно.