–Сергей Александрович, военных врачей часто считают элитой в медицинском деле. Расскажите почему?
–Военная медицина с самого начала серьезно отличалась от медицины гражданской. Врачи в погонах первыми испытывали и применяли все самое передовое и высокотехнологичное в лечении, науке и обучении. Плюс – постоянная готовность бороться даже с неизвестными заболеваниями.
–Как было, например, с коронавирусом?
–Именно! Мы, военные врачи, не только оказываем помощь раненым во время вооруженных конфликтов, но и участвуем в ликвидации эпидемий.
–В борьбе с COVID-19 военная медицина участвовала активно?
–Мы максимально быстро отреагировали на новый вызов. Сразу был принят комплекс мер по выявлению инфекции. Например, стали развертывать специальные подразделения медиков. Именно Военно-медицинская академия оперативно подготовила учебные программы и провела обучение специалистов для новых многофункциональных медцентров и передвижных антиковидных госпиталей.
–Еще и другим странам помогли. Например, Италии, Сербии.
–Был собран сводный отряд, куда вошли не только наши медики, но и военные химики, ученые. Из нашей академии были направлены семь врачей-эпидемиологов и врач-гигиенист. Были выбраны лучшие из лучших: врачи высшей категории, почти все - кандидаты медицинских наук.
–Расскажите о тех, кто там отличился.
–Все наши специалисты имеют опыт работы в условиях сложной эпидемиологической обстановки. Например, полковник медслужбы Рустам Аминев принимал участие в ликвидации вспышки сибирской язвы на Ямале и лихорадки Эбола в Африке.
Еще два полковника – Алексей Смирнов и Михаил Бокарев – это наши ведущие специалисты по организации санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий в войсках. В европейской командировке побывали также Сергей Свистунов и Александр Юманов – оба специалисты-организаторы работы медучреждений. А еще эпидемиологи Виктор Колесников и Константин Шипицын.
Все они оказались очень востребованы в самый острый период эпидемии коронавируса в Италии и Сербии.
–Опыт борьбы с новым коронавирусом пригодится при подготовке военных медиков в академии?
–Опыт диагностики, лечения и реабилитации инфицированных коронавирусом предстоит еще тщательно проанализировать. Но уже сейчас на основе рекомендаций российского Минздрава и собственного полученного опыта подготовлены и уже добавлены в программу обучения новые лекции, методические материалы. Это позволит будущим врачам после завершения обучения быть готовыми к работе в случае возникновения новых подобных эпидемий.
–Какие высокотехнологичные новинки появились в военной медицине?
–В современную боевую экипировку все больше внедряются устройства для дистанционного мониторинга физического состояния бойца. Такие гаджеты могут, например, помочь при поиске раненого на поле боя и оказании ему помощи. К разработке таких устройств подключены и специалисты академии.
Развиваются телемедицинские технологии. На базе Центра координации медицинского обеспечения Минобороны круглосуточно оказывается удаленная консультативная телемедицинская помощь. Вот лишь несколько цифр: за два года специалистами академии проведено более 2000 экстренных, неотложных и плановых телемедицинских консультаций, дана экспертная оценка более чем 5500 диагностических исследований.
–И это тоже входит в систему обучения в академии им Кирова?
–Разумеется. Вообще наша система многоуровневой подготовки будущего военно-медицинского специалиста позволяет внедрять современные технологии. Например, мы одни из первых в стране внедрили систему так называемого симуляционного обучения врачей. Мы полностью или частично воссоздаем реальную клиническую картину, при этом без сопутствующего риска для пациента. Мы это называем «погружением в среду». Вот такой интерактивный тренажер для будущего врача в погонах.
–Какие дисциплины представлены в вашем вузе?
–Прежде всего, это основные медицинские дисциплины – фармакология, лечебное дело. Помимо этого, будущие военврачи овладеют военно-полевой терапией и хирургией, знакомятся с авиационной, водолазной и даже космической медициной, изучают военную токсикологию. Осваивают организацию и тактику медицинской службы.
Курсанты и слушатели изучают и заболевания, которые редко встречаются в повседневной жизни. Но многолетний опыт показывает: эти знания часто нужны в боевых или особых условиях. Во время тех же эпидемий.
–А как устроен учебный процесс?
–Все зависит от специальности. Скажем, стоматологи и фармакологи учатся пять лет. Те, кто решил связать судьбу с медико-профилактическим делом и организацией работы медучреждений - шесть.
В образовательном процессе ставка делается на доступность учебных материалов и индивидуализацию обучения. В академии разработано более 300-х электронных учебников. Функционирует электронная информационно-образовательная среда с широкой конфигурацией сетевой инфраструктуры с функцией дистанционного образования. Это дает возможность доступа специалистов к электронным образовательным ресурсам непосредственно по месту службы.
Курсанты и слушатели проходят практику с применением самых современных технологий.
–Кандидатов на учебу и их родителей интересуют условия проживания и учебы. Расскажите, как живут у вас курсанты?
–Условия проживания у наших курсантов - одни из лучших. Они живут в общежитии. В комнате – по два человека. Отдельный санузел, душевая, гардероб. У каждого – комфортное место для обучения. Доступна и необходимая бытовая техника: телевизор, стиральная машина.
–Смогут ли выпускники работать не только в военной медицине, но и стать гражданским специалистом?
–А почему нет? Выпускники получают диплом гособразца, как и выпускники обычного гражданского медвуза. Многие выпускники Военно-медицинской академии занимали и занимают высокие посты в гражданском здравоохранении: от главврачей крупных медцентров и больниц до замминистра здравоохранения. С нашим образованием доступно и министерское кресло.
Но есть особенность: после завершения обучения военнослужащие заключают обязательный контракт с российским Министерством обороны сроком на пять лет.