Психологический портрет Трампа: "Родители любили нарцисса"

Вожди тоже страдают

Немало одаренных и популярных политиков пыталось добраться до Олимпа. Но не получалось. Не хватало характера и страсти к завоеванию власти. Отсутствие властолюбия — симпатичная черта характера. Но властители делаются из другого, куда более жесткого материала. Все существо вождя должно быть настроено на достижение власти и на ее удержание. Они рождаются такими, такова их генетическая структура. И вся их жизнь подчинена этой внутренней программе.

Вожди тоже страдают

Есть две причины, которые толкают политика вверх. Одна — сжигающая изнутри жажда власти. Не мечтающий стать генералом и не должен им становиться: он не наделен необходимыми для полководца командными качествами. Честолюбие и амбиции необходимы. Политик должен желать власти и уметь с нею обращаться. Вторая причина — своего рода мессианство, внутренняя уверенность в том, что он рожден ради того, чтобы совершить нечто великое, реализовать какую-то идею или мечту, изменить судьбу страны.

Люди, добравшиеся до вершины власти, кажутся нам особенными. А какие они на самом деле? Обычно это становится ясно много позже. Но бывают исключения. Вышло сразу несколько книг, посвященных президенту Дональду Трампу. Одна из них, написанная его племянницей Мэри («Как моя семья породила самого опасного в мире человека»), особенно любопытна и помогает понять, какие люди добираются до вершин власти.

Во время одного из предвыборных митингов Трамп поверг в страх своих сторонников, с мрачным видом предсказывая:

— Что-то ужасное может произойти. Что-то очень опасное уже происходит.

Двенадцатилетняя девочка не выдержала и спросила:

— Я так напугана. И что же вы намерены сделать, чтобы защитить нашу страну?

Он ответил ей с непревзойденным апломбом:

— Знаешь что, милая девочка? Обещаю — тебе больше не придется бояться. Пусть другие теперь нас боятся!

Он ощущает себя не просто главой исполнительной власти огромной страны, а ее спасителем. Какая у него программа? Конкретные идеи? У спасителя не спрашивают, какой будет его политика. Ему беспрекословно подчиняются. За ним покорно следуют, внимая его указаниям. Страна полна гнева, смешанного со страхом. Он это ощущает, поэтому обещал:

— Я и только я могу превратить ваш гнев в возрождение страны.

Он показал, что способен нарушить любые устоявшиеся правила и давно принятые нормы. Самый неидеологический президент. В чем-то либерал, в чем-то консерватор. Если вдуматься, у него руки развязаны. Он никому ничем не обязан. Не должен следовать каким-то догмам.

Так что же им движет? Чего он хочет? Что больше всего ценит в жизни? Более всего он любит самого себя. И ему нужно, чтобы и остальные любили его. И столь же страстно. Он нуждается в постоянном внимании внешнего мира. Он жаждет поклонения, признания его силы и величия.

— Я хороший парень, — говорит он. И верит сам себе.

Он — нарцисс. Нарциссам всегда мало. Они ненасытны. Амбиции слишком велики. Он всегда хотел быть номером один. Первым, лучшим и единственным. Чтобы все вокруг на него смотрели и говорили только о нем. Напоминает американского президента Теодора Рузвельта, о котором иронически говорили, что он желал быть младенцем на крестинах, женихом на свадьбе и покойником на похоронах...

У него безжалостная и агрессивная манера принимать решения — с целью добиться максимального результата, успеха, который удивит, поразит, ошеломит. И подтвердит его величие. Он не занят размышлениями о возможном ущербе при исполнении его рискованных приказов и указаний. Самое обидное — пренебрежение. Не обратить на него внимания — стать врагом на всю жизнь.

Что характерно — отсутствие близких друзей, которым бы он доверял, с которыми мог быть откровенен. Близкие отношения способны приоткрыть завесу над тем, что он действительно думает и чувствует. А это невозможно — позволить кому бы то ни было увидеть и осознать твою слабость и уязвимость.

Мир состоит из врагов и не врагов. От одних надо избавляться, за другими присматривать. Все, кто не аплодирует, кто не восторгается, — враги...

Он сформулировал два главных правила своей жизни.

Первое:

— Никогда и никому не доверяйте. Будьте параноиками. Имейте в виду — даже хорошие подчиненные запросто могут вас предать.

Второе:

— Будьте мстительны. Если кто-то вас обидел, сделайте ему в десять раз больнее. Как минимум получите удовольствие. Как мне нравится мстить!

Считается, что нарциссам в детстве не хватало внимания и любви. Родители не дали ребенку той теплоты, в которой он нуждался, обделили заботой, не замечали его успехов, не хвалили... Но в его случае общее правило не действует. Родители его любили.

Фред Трамп владел жилыми домами в нью-йоркских районах Куинс и Бруклин. В выходные, прихватив сыновей, отправлялся собирать квартирную плату. Дональд спросил отца, почему тот, позвонив в дверь очередного жильца, становится сбоку.

— Иногда они стреляют прямо через дверь, — объяснил отец.

Возможно, отец несколько преувеличивал. Но он хотел воспитать в сыновьях жесткость и умение выбивать свое, потому что собственный опыт научил его: побеждает тот, кто ведет себя жестко и неуступчиво.

Дональд Трамп рос трудным подростком. Отец заметил о сыне: «Маленьким он был очень груб». Отцу это нравилось, пока не испугался, что у подростка возникнут проблемы с законом. В тринадцать лет родители отдали его в частный интернат, который пышно именовался «Военной академией Нью-Йорка». Решение отправить сына в спецшколу с особым режимом пришло после того, как Дональд с приятелем отправились в центр города покупать ножи с выкидным лезвием. Военная школа научила его иметь дело с другими агрессивными людьми. Он навсегда запомнил уроки, преподанные отцом и школой: мир — опасное место, всегда будь начеку и жди подвоха.

Отец хотел, чтобы мальчики с юных лет приобщались к бизнесу. Но старший сын не годился для семейного дела, не мог жить в том мире жестокой конкуренции, который сотворил его отец. Он стал пилотом гражданской авиации. Женился на стюардессе, чем дополнительно огорчил родителей. Запил. Алкоголизм быстро свел его в могилу.

Дональд Трамп огорченно констатировал:

— Он просто не был убийцей.

А для себя сделал такой вывод:

— Жизнь состоит из бесконечных сражений, которые заканчиваются либо победой, либо поражением.

После смерти старшего брата будущий президент отказался от алкоголя. Один из самых заметных деловых людей Москвы девяностых Шалва Чигиринский рассказывал мне о Трампе, с которым вел тогда переговоры о совместных проектах:

— Красивый, самоуверенный. И красавицы вокруг него. Эталон успеха. И поведение соответствующее. Но удивляло, что он не пьет. Это мешало. Не было с ним контакта...

В современном мире вожди серьезно относятся к своему здоровью и намереваются жить долго. И медицина очень и очень обнадеживает. Жить больше ста лет и прилично себя чувствовать, вести полноценную жизнь — вполне реальное дело.

Врачи неизменно докладывают об отменном здоровье президента. Но возраст сказывается. Его обвиняют в том, что он не прислушивается к мнению советников и пренебрегает даже разведывательными сводками.

Во-первых, он все знает лучше других! Несогласие, сомнения, недоуменные вопросы — удар по самолюбию. Нужны только те, кто не сомневается в твоем превосходстве, кто смотрит на тебя снизу вверх.

Во-вторых, в силу возраста он живет прежними представлениями и не приемлет новое. Он распорядился создать Парк американских героев и огласил список тех, кого следует увековечить. Журналисты констатировали: это те, о ком он узнал из учебников истории пятидесятых годов, и персонажи старых телевизионных сериалов. Президент, которому 74 года, выразил надежду, что памятники не будут «абстрактными или модернистскими». Он живет представлениями полувековой давности.

Никто сейчас не может предсказать результат предстоящих в ноябре выборов. Многие рассчитывают на перемены. Но его главному сопернику сразу после выборов исполнится 78 лет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28306 от 9 июля 2020

Заголовок в газете: Вожди тоже страдают

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру