О том, что пожар может замедлить разработку и производство Тегераном передовых центрифуг в среднесрочной перспективе сообщил государственному информационному агентству Исламской Республики представитель Организации атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Бехруз Камальванди.
При этом он подчеркнул, что на месте поврежденного здания будет построен объект, оснащенный более современным оборудованием.
По данным The Guardian, недавно опубликованные снимки со спутника показали, что ущерб от пожара на заводе в Натанзе был гораздо более обширным, чем сообщалось ранее.
Изначально иранские власти заявляли, что инцидент произошел в «промышленном ангаре» на территории объекта. Однако позже уже американские и европейские аналитики отметили, что возгорание случилось в том месте, где как раз разрабатываются передовые центрифуги – устройства, вращающиеся с экстремальной скоростью, и превращающие уран в ядерное топливо.
Это видно и на фотографиях со спутника: большая часть здания, в котором в четверг, 2 июля, произошел пожар, была разрушена и почернела от огня. Обломки объекта были разбросаны по периметру, что также указывает на последствия от большого взрыва.
Более того, совсем недавно анонимный источник в разведке одной из стран Ближнего Востока рассказал газете The New York Times, что Израиль установил внутри ядерного комплекса мощное взрывное устройство, поэтому именно он несет ответственность за этот инцидент.
О том, что на территории объекта была применена взрывчатка сообщил также и представитель спецподразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Издание The New York Times признает, что не может проверить данные о причастности Израиля к случившемуся. Кроме того, в статье не поясняется, каким образом взрывное устройство оказалось на территории завода.
За инцидентом в Натанзе последовали еще две промышленные аварии в субботу, 4 июля, которые наряду с пожарами и взрывами на других объектах только подпитывали предположения о том, что Тегеран является мишенью организованной, спонсируемой Тель-Авивом диверсионной кампании.
В воскресенье, 5 июля, представители израильского правительства впервые публично высказались по поводу этих слухов. Ни министр обороны Бенни Ганц, ни министр иностранных дел Габи Ашкенази не подтвердили причастности своей страны к этим инцидентам. Однако слишком осторожные заявления политиков никак не рассеяли эти подозрения.
«Не каждый инцидент, который происходит в Иране, обязательно связан с нами», – сказал Ганц в эфире израильского радио.
Отвечая на вопрос о Натанзе, глава внешнеполитического ведомства Габи Ашкенази отметил на форуме в Иерусалиме, что Израиль проводит долгосрочную политику, чтобы не позволить Тегерану получить ядерное оружие, добавив: «Лучше не упоминать о наших действиях в Иране».
В пятницу, 3 июля, представитель Совета национальной безопасности Ирана Кейван Хосрави заявил, что эксперты уже «определили основную причину инцидента», но объявят об этом «в надлежащее время по соображениям безопасности».
Ранее журналисты Персидской службы Би-би-си заявили, что они получили письмо по электронной почте, в котором группировка, называющаяся «Гепарды родины», взяла на себя ответственность за пожар на ядерном объекте в Иране. Члены объединения сообщили, что они выбрали Натанз намеренно, потому что именно там располагаются наземные объекты, ущерб которым властям страны скрыть сложнее, чем на подземных.
Помимо этого, представители «Гепардов родины» подчеркнули, что в группировку входят бывшие сотрудники иранских сил безопасности, решивших бороться против властей.
При этом западные СМИ отмечают, что достоверность письма проверить довольно непросто, поскольку об этом объединении никогда ранее не упоминалось.
Завод, расположенный примерно в 250 км к югу от Тегерана - самое крупное иранское предприятие по обогащению урана. Власти Исламского Государства не раз утверждали, что ядерная программа носит исключительно мирный характер, однако некоторые страны ставили этот факт под сомнение.
Напомним, по соглашению от 2015 года Тегеран обязался до 2026 года использовать не более 5060 старых центрифуг в Натанзе, не вводить в действие более производительные устройства, а также до 2031 года не обогащать уран на своем втором объекте - подземном комплексе в Фордо.
Однако в прошлом году в ответ на решение американского лидера Дональда Трампа выйти из соглашения 2015 года и возобновить экономические санкции Иран снял с себя эти обязательства. В ноябре 2019 года власти Тегерана заявили, что они в два раза увеличили количество работающих центрифуг на объекте в Натанзе, а также приступили к закачке газообразного гексафторида урана в центрифуги в Фордо.