Угодным Лукашенко кандидатам в президенты Белоруссии приписали десятки тысяч подписей

«Власть откровенно издевается над людьми»

ЦИК Белоруссии объявил результаты проверки подписей, которые должны были сдать кандидаты для участия в президентских выборах. Продолжать участие в гонке будут только шесть кандидатов. Из кампании выбыл Валерий Цепкало, ЦИК признал действительными менее 100 тысяч подданным им подписей. При этом у двух претендентов зарегистрированных подписей оказалось на десятки тысяч больше, чем они подавали. "МК" выяснил мнение этих людей о том, как это произошло.

«Власть откровенно издевается над людьми»
Фото: rec.gov.by.

По данным ЦИК, после проверок у Виктора Бабарико осталось 165 744 из 365 тысяч поданных подписей. Хотя это и дает возможность ему продолжить участие в выборах, юристы штаба собираются обжаловать каждую подпись, признанную недействительной. Сам оппозиционер уже вторую неделю находится в СИЗО КГБ по статье, которая не называется.

Второго главного потенциального оппонента Лукашенко к выборам просто не допустили. Из 220 тысяч подписей в поддержку экс-директора Парка высоких технологий Валерия Цепкало ЦИК признал действительными только 75 тысяч. Политик намерен обжаловать это решение, а в случае неудачи готов объединиться с уже зарегистрированными кандидатами.

Зато любопытная ситуация сложилась с тремя кандидатами, которые, по мнению экспертов, не являются сильными противниками для действующего президента Александра Лукашенко.

Бывший депутат Анна Канопацкая накануне заявляла, что подала в комиссию 110 тысяч подписей, однако ЦИК зарегистрировал ей 146 588 подписей.  

Сергей Черечень собрал за свое выдвижение 106 тысяч подписей, а комиссия насчитала ему 143 109!   

У Цепкало и Бабарико подписи браковались сотнями тысяч, а у кандидата от общественной организации "Говори правду" Андрея Дмитриева отняли всего 150 подписей - он сдал 107 тысяч, а достоверными признали 106 841.  В ЦИКе заявляют, что объяснить ситуацию могут только сами кандидаты, у них никакой ошибки быть не может.

Сергей Черечень сразу признал, что подписей подавал гораздо меньше, но и того, что он сдал, должно было хватить для регистрации. Но раз ему подарили лишних почти сорок тысяч, то сути дела это не меняет. На своей странице в Facebook он написал, что "продолжает выступать за дальнейшее участие всех демократических сил в этих выборах для перемен необходимых Беларуси". В интервью TYT.BY, он сообщил, что вложил в эту кампанию слишком много сил, поэтому сниматься с гонки не намерен. Хотя он рассмотрел бы этот вариант, если бы "это к чему-то привело".

Руководитель общественной группы "Говори правду" Татьяна Короткевич допускает, что комиссия могла пойти на эту «ошибку» сознательно. "Сложно комментировать то, к чему не имеешь отношения, но я думаю, что это может быть целенаправленной ошибкой. Суть всех действий одна - внести раскол, вызвать очередной шквал обвинений, рассуждать кто настоящий, а кто нет, спровоцировать возню между нами - все это отвлекает от реальной работы.

Нам важно, чтобы общество приняло решение участвовать максимально активно в выборах, будет ли это "против всех" или "за" кого-то. Нужно на практике показать эти три процента (Лукашенко)".

По словам Короткевич, в случае, если кандидатов, разделяющих их взгляды, не зарегистрируют, они готовы с ними объединиться. "Тем более, никаких принципиальных отличий в нашей программе и программах Цепкало или Бабарико нет ".

А вот Анна Канопацкая заявила "МК", что никакой ошибки в подсчете голосов нет и она даже готова показать подписи, но не будет этого делать, потому что это разглашение персональных данных. По ее версии, она лично подала в Минске около 110 тысяч подписей, потому что опасалась подкупа координаторов. При этом она благодарна людям, которые также сдали подписи.

"У меня есть все копии. К сожалению, я не могу показать их, потому что там содержатся персональные данные, но если эти люди согласятся, то я их покажу. Даже сданных мной лично подписей был достаточно для того, чтобы быть зарегистрированным". Она не допускает возможности снятия своей кандидатуры. "Если вы внимательно следите за ситуацией в Белоруссии, то должны знать, что я единственный реальный политик в этой кампании. Я в оппозиции с 1995 года, понимаете? Я, действительно, занимаюсь политикой, а цель любого политика - это приход к власти. Я не буду сниматься, буду бороться до конца".

По ее Канопацкой, главное отличие этой кампании от предыдущих - влияние Москвы, а также люди, которые ставят целью не победу, а личные выгоды. Так, по ее словам, Виктор Бабарико пытается получить статус "политического заключенного" вместо "уголовного". "Мне смешно видеть , как люди режима, заработавшие на этом деньги, вдруг резко становятся реформаторами или революционерами".

Ситуацию в Белоруссии прокомментировал политолог Дмитрий Болкунец.

- С самого начала было очевидно, что Лукашенко оставит только удобных для себя соперников. То, что у Цепкало отклонили половину подписей, является главным признаком, что кандидата снимут с дистанции.

Что касается Бабарико, то на этапе проверки его декларации найдут какой-нибудь незадекларированный объект, гараж или что-то крупнее, и его также снимут. Кроме того, Бабарико находится в СИЗО КГБ и не сможет вести полноценную кампанию. Не допустят к участию в выборах и Светлану Тихановскую, поскольку может возникнуть протестное голосование и это даст сбой в системе.

Неожиданно у кандидатов объявились огромное количество подписей, которые они не сдавали. Сейчас Анна Канопацкая придумывает различные легенды, как у нее это получилось, но, если смотреть таблицу, опубликованную ЦИК, то 90% подписей она собрала в Минске.

Такая же ситуация у Череченя, но он признал, что ему эту цифру нарисовали. Белорусские власти откровенно издеваются над избирателями и дают понять, что решение в стране принимает только Лукашенко.

В итоге к выборам допустят Лукашенко и трех спойлеров: Канопацкую, Дмитриева и Череченя, которые будут помогать ему обеспечивать предвыборную кампанию.

Я отмечу, что важную роль до 14 июля могут сыграть позиции США, ЕС и отчасти РФ. Запад требует зарегистрировать кандидатов, отпустить Бабарико. В противном случае Лукашенко рискует нарваться на то, что после 9 августа он может быть признан нелегитимным президентом. Россия также может отказаться от сотрудничества. Поэтому позиция Лукашенко в этом вопросе достаточно рискованная, учитывая, что в стране нет внутренних резервов для развития экономики.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру