Напомним, схиигумен Сергий был запрещен в служении после того, как неоднократно высказывался о том, что пандемия коронавируса создана искусственно, вакцинация приведет к чипированию, а РПЦ отошла от веры и не должна была закрывать храмы на время карантина. Затем он закрылся в женском монастыре, объявил себя его настоятелем, а РПЦ — главным врагом России, отказался поминать Патриарха и теперь ждет пришествия православного царя. С некоторой периодичностью Сергий выступает с весьма резкими посланиями. «Пропускной режим» в монастыре осуществляют крепкие молодые люди, считающие себя последователями схиигумена.
Представитель епархии, протоиерей Максим Меняйло сообщил «МК», что ситуация до сих находится в судебном процессе, хотя схиигумен игнорирует заседания и не признает над собой власти церковного суда:
- Следующее заседание церковного суда назначено на 3 июля. Мы призываем Сергия встать на путь покаяния и уйти с того опасного пути отторжения от Русской Православной Церкви, на котором он сегодня находится.
Отец Максим считает, что «еще остается окно возможностей для отца Сергия», чтобы «поговорить с собратьями, с церковным судом» и мирно разрешить ситуацию.
Профессор Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского считает, что в ситуацию должны вмешаться правоохранительные органы. Но аккуратно, поскольку это может иметь тяжелые последствия, учитывая личность схиигумена:
- Что касается церковного суда. Епархия всю ситуацию запустила до невозможности. Делать что-то с Сергиеем нужно было еще лет пять назад, а то и гораздо раньше. Последние лет десять я время от времени обращался в епархию с запросами от пострадавших, с предупреждениями о том, что вокруг него сложилась тоталитарная секта. Епархия ситуацию игнорировала и теперь создала не только себе, а всей стране проблему.
Церковный суд может лишить его сана, но он плевать на это хотел. Он уже сказал, что Церковь не признаёт, у него своя церковь, Патриарха он не поминает, требует созыва Поместного собора по своему поводу. Это самая настоящая мания величия...
- Сергий игнорирует решения церковного суда, но, в принципе, имеет же право находиться в монастыре. Что делать?
- Что касается того, что Сергий имеет право находиться в монастыре, - да, вполне возможно, имеет. Но есть Уголовный кодекс. Те высказывания, которые Сергий себе позволяет, - на мой взгляд это действительно попадает под Уголовный кодекс. Почему не реагирует епархия — это один вопрос. Но почему не реагируют правоохранители? Человек призывает отказаться от вакцинирования (чем ставит под угрозу жизни людей), очевидно разжигает межнациональную и межрелигиозную рознь, призывает к восстанию против существующих властей, оскорбляет президента, Думу, высших должностных лиц и так далее. Возьмите любого другого человека — за гораздо меньшее его призвали бы к ответу.
- Признаки экстремизма в его высказываниях якобы уже проверяют правоохранительные органы...
— Это знаете, как сказать, что есть признаки туберкулеза, когда человек выкашлял три четверти легких. Возможно, тут должны работать не только правоохранители, но и психиатры. Судя по всему, чем дальше, тем менее адекватным он делается.
Еще лорд Актон говорил, что власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. В этом смысле Сергий Романов абсолютно развращенный человек. Оставлять ситуацию как есть нельзя. Сейчас он окружен большим количеством женщин и детей. И он просто будет ими загораживаться. Зная его уголовное прошлое, я не удивлюсь, если он поставит всех детей перед собой в случае каких-то силовых действий. Тут нужно быть очень и очень осторожными и хорошо просчитать, каким образом действовать.
- Повестка, которую он продвигает, весьма популистская и находит отклик.
- Да, она находит отклик. И именно поэтому с этим нужно работать. Потому что очень большое количество людей сейчас сидит, выжидает и смотрит — можно ли подобное делать безнаказанно. И если Сергию все сойдет с рук, это может послужить триггером для этих людей.
Дело по экстремизму легко может быть возбуждено в отношении схиигумена Сергия, если на то будет политическая воля, считает эксперт по «экстремистским» делам, адвокат Дмитрий Аграновский:
- Я особых проблем для правоохранительных органов здесь не вижу. Поскольку из практики правоприменения статьи, связанной с экстремизмом, видно, что дела возбуждались по весьма надуманным, и, на мой взгляд, абсолютно невинным основаниям. Было бы желание, а статья найдется.
Что касается анализа конкретных высказываний схиигумена Сергия, то я не уполномочен их анализировать, я уважаю презумпцию невиновности. Но, повторюсь, никаких проблем с привлечением человека по статье об экстремизме нет. Наоборот, я сплошь и рядом вижу, что этим статьям придается расширительное толкование.
- То есть может быть возбуждено уголовное дело и по решению суда Сергий Романов может быть взят под стражу?
- Никакой гражданин в стране от этого не застрахован, кроме тех, конечно, у кого есть соответствующий иммунитет.
- Положим, наряд полиции придет в монастырь, чтобы доставить Сергия на суд. Там своя охрана, послушницы, дети... Могут и не отдать своего «отца».
- Люди же всё равно разумные. Никто не будет отягощать свою вину сопротивлением. Одно дело выгнать Собчак из монастыря, а другое — оказать сопротивление представителям власти при исполнении ими своих обязанностей.