Многие историки считают роковой ошибкой Горбачева то обстоятельство, что он не решился пройти через горнило всенародных выборов на пост президента СССР, а удовольствовался своим избранием на эту должность участниками Съезда народных депутатов.
Я считаю такой подход проявлением формализма. Ошибка ошибок Горбачева заключалась в том, что он потерял контроль над политическими процессами в государстве. Все остальное — глубоко вторично. Но, когда решается вопрос о власти, сбрасывать со счета символическое и даже сакральное значение всенародного «благословения на царство» тоже не стоит.
Настояв на привлечение граждан к процессу одобрения конституционных поправок, Путин принял решение, которое являлось единственно верным с точки зрения его политических интересов. Перекройка Основного закона, освященная лишь решением парламента, дала бы праву ВВП вновь претендовать на президентский пост один уровень моральной легитимности. А та же самая правка, одобренная уже на всенародном голосовании — совершенно другой.
Абсолютно оправданным, с точки зрения логики политического процесса, было и решение Кремля не откладывать голосование на некую гипотетическую точку в будущем, когда коронавирус окончательно уйдет из нашей жизни. В политике очень важно «не отставать от поезда» - делать все вовремя. Бесконечное откладывания того или иного решения часто равнозначно если не от отказу от его принятия, то уж точно его выпадению из политической повестки.
Именно поэтому, взвесив все за и против, власть стиснула зубы и пошла на проведение голосования в условиях, когда Россия по-прежнему значится в числе мировых рекордсменов по количеству больных коронавирусом.
Но то, что проведение голосования именно сейчас является для Кремля «меньшим из зол», ником образом не умаляет сложности задачи, которая сейчас стоит перед властью. Решение дать жителям столицы право проголосовать онлайн — это тоже меньшее из зол, верный способ повысить явку и привлечь к участию в процедуре одобрения конституционный поправок тех, кто из-за соображений безопасности пока морально не готов к очному походу на избирательный участок.
Но в то же самое время это политический эксперимент с совершенно не очевидным результатом. Как показали события конца 2011 года, уровень доверия ( или недоверия) граждан к официальным результатам выборов легко может стать ахиллесовой пятой нашей политической системы и буквально за одну ночь изменить расклад сил в стране.
Не пойти на частичный перевод голосования в онлайн власти не могли. Но вот то, насколько оправданным в итоге окажется такое решение, выяснится только после первого июля. Многое зависит того, насколько власть сумеет использовать нынешнюю тактику противников поправок — публичную демонстрацию возможности участия в голосовании дважды, а то и трижды — против них самих.
Не хочу никому подсказывать никакие «креативные политические идеи». Но то, что в игру под названием «поймай фальсификатора за руку» могут играть не только те, кто пытается доказать ненадежность выборной системы, лежит на поверхности. После подведения результатов голосования власть обязательно постарается доказать: если кто и пытался фальсифицировать эти итоги, так это представители оппозиции и противники поправок. Думаю, что нет нужды добавлять: за попыткой доказать вполне может последовать и попытка примерно наказать.
Еще один фактор риска для власти при проведения голосования — это, естественно, всем страшно надоевший, но при этом никуда не ушедший коронавирус. И нет, я не имею в виду гипотетическую возможность заражения кого-то на избирательном участке. На ситуацию надо смотреть шире.
Россия — страна, в которой обожают всевозможные теории заговора. Одна из наиболее популярных на сегодняшний день подобных теорий звучит так: жителей России специально «выпустили на волю», чтобы дать им возможность правильно проголосовать в условиях возвращения всех признаков и атрибутов нормальной жизни. А как только мы выполним свой гражданский долг, нас бодро загонят обратно в карантин. Всерьез комментировать все вышеизложенное — напрасно терять время. Но, если через несколько недель коронавирус в России вдруг перестанет «отступать», а начнет вновь наступать, это серьезно ударит по репутации власти.
Впрочем, не будем пытаться заглянуть в будущее. Поговорим лучше о том, что происходит прямо сейчас. А происходит, на мой взгляд, следующее: мы проходим через одну из самых важных реперных точек в современной истории России. То, что в бюллетене для голосования значится не фамилия Путин, а некий обезличенный пакет поправок к Конституции, лишь юридическая формальность. На деле страну просят выдать ВВП свежий мандат доверия. Скоро узнаем, насколько весомым окажется этот мандат.