Согласно данным опроса социологического института Ipsos, вышедший на выборы от правящей партии PiS («Закон и справедливость») Анджей Дуда набрал 41,8 процента голосов, тогда как кандидат от оппозиционной «Гражданской платформы» Рафал Тшасковский – 30,4%. По другим данным, разрыв между двумя лидерами президентской гонки может быть еще больше – в пользу Дуды.
Комментируя данные экзитполов, Анджей Дуда отметил, что в первом туре он получил больше голосов, чем пять лет назад: «У меня такой результат после пяти лет пребывания в политике, когда во многих случаях меня критиковали, подвергали нападкам, а я принимал трудные решения».
Его главный противник Рафал Тшасковский обратился не только к своим сторонникам, но и к тем, кто голосовал за других кандидатов, с призывом сплотиться: «Этот результат показывает одну наиболее важную вещь: более 58% нашего общества хотят перемен. Я хочу четко сказать всем этим гражданам - я буду вашим кандидатом. Я буду кандидатом перемен».
В западных СМИ отмечают, что выступающий с консервативно-националистических позиций Анджей Дуда, ранее не использовавший гомофобную риторику, на сей раз, похоже, прибег к нападкам на «ЛГБТ-идеологию» как представляющую угрозу Польше – в качестве последней попытки сплотить консервативную базу своего электората. Дуда обещал «защищать детей от идеологии ЛГБТ», сравнив ее с коммунизмом. Здесь кроется и плохо замаскированный выпад в адрес Тшасковского, который, будучи мэром польской столицы, зарекомендовал себя как сторонник прав секс-меньшинств (правда, во время президентской кампании старался не касаться этой темы).
Не остались незамеченными и попытки Анджея Дуды заручиться заокеанской поддержкой – польский президент стал первым иностранным лидером, нанесшим визит в Белый дом с начала пандемии. В ходе визита в Вашингтон он попытался получить от Трампа обещания увеличить американский военный контингент в Польше – но американский президент ответил довольно неопределенно, хотя и не исключил возможности того, что часть выводимых из Германии войск США будет перебазирована на польскую землю, поближе к границам России.
Хотя окончательные результаты подсчета голосов ожидаются в среду, очевидно, что поскольку ни один из фаворитов не достиг необходимого для победы порога в 50 процентов голосов, им предстоит еще один рывок. На 12 июля намечен второй тур выборов.
Всего же на пост главы государства претендовали одиннадцать человек. Президента Польши избирают на пятилетний срок, при этом повторно он может быть избран лишь один раз.
При этом явка поляков на избирательные участки составила почти 63 процента – для сравнения, в 2015 году на прошлых президентских выборах она оценивалась в 49%. Что дает основания наблюдателям констатировать как высокую заинтересованность граждан в исходе выборов, так и поляризацию общества.
На президентскую кампанию в Польше оказала сильное воздействие пандемия COVID-19. Изначально выборы были запланированы на 10 мая, но их пришлось перенести. Если бы голосование прошло в мае, то, как предрекали наблюдатели, Анджей Дуда легко одержал бы победу. Правящая партия, осознавая это, хотела, несмотря на пандемию, провести выборы по почте но голосование было отложено в последний момент. Связанные с коронавирусом экономические неурядицы несколько подорвали позиции Дуды, сделав его победу не такой уж безусловной.
Хотя до полной победы над COVID-19 еще весьма далеко, в Польше, где было зарегистрировано около 34 тысяч подтвержденных случаев коронавируса, за последний месяц жизнь в целом нормализовалась. Голосование состоялось и стало первыми в Евросоюзе президентскими выборами с начала пандемии.