Указ о проведении 24 июня парадов в честь 75-й годовщины окончания Великой отечественной войны в Москве и других городах России был подписан главой государства 29 мая 2020 года - после того, как власти сочли коронавирус в общем и целом побежденным. 24 июня в 1945 году на Красной площади состоялся знаменитый Парад Победы - именно тогда к стенам Мавзолея и стоявшего на его трибуне руководства страны участники парада бросали поверженные знамена гитлеровской армии.
А 10 июня 2020 года на заседании Госдумы Николай Коломейцев (КПРФ) предложил включить в повестку дня проект обращения к президенту, подготовленный фракцией коммунистов - в нем говорилось, что «с целью сохранения исторической памяти» правильно было бы 24 июня Мавзолей не закрывать. Думский Комитет по обороне против обсуждения этого вопроса, заявил тогда Андрей Красов («ЕР»), потому что «это преждевременно», а Мавзолей не относится к числу официальных или неофициальных символов Победы. Ни одна другая фракция инициативу КПРФ не поддержала.
В тот же день на депутатском бланке за подписью лидера КПРФ Геннадия Зюганова в Кремль ушло письмо, которое сопровождало обращение около 40 разных общественных организаций и профсоюзов. Подписавшие обращение считают «недопустимым скрывать Мавзолей В.И.Ленина за любого вида драпировкой и изменять его повседневный облик», тем более что «усыпальница В.И. Ленина – неотъемлемая часть ансамбля Красной площади, который закономерно включён решением ЮНЕСКО в сокровищницу наиболее значимых памятников мировой культуры».
«Мавзолею В.И. Ленина маска не требуется!» - такой лозунг можно увидеть сейчас на официальном сайте КПРФ. Там говорится о том, что обращение поддержало ещё и 7 трудовых коллективов страны. Тема нашла свое отражение и в размещенных на сайте партии свежих стихах первого заместителя председателя КПРФ, депутата Госдумы Владимира Кашина. В одном из них под названием «Минута молчания» автор сетует: «На Мавзолей маску надели. Кто спросил фронтовиков? Враги Победы осмелели, Желают новых катастроф». Кого имел в виду г-н Кашин под врагами, «которые осмелели», в литературном произведении не уточняется…
Как бы то ни было, официального ответа из Кремля в КПРФ пока не получили, рассказал «МК» заместитель Геннадия Зюганова по партии, депутат Госдумы Дмитрий Новиков. Он напомнил, что «если строго следовать нормам делопроизводства, то с момента получения обращения у президента РФ есть месяц на ответ, а месяц ещё не истек».
Но когда истечет месяц, парад уже пройдет! «Я не могу отвечать за них - собираются ли они ответить до этого события, или прикроются бюрократической формальностью»,- заявил г-н Новиков. Он напомнил, что «в первый раз Мавзолей во время военного парада на Красной площади закрыли в 2005 году, когда прилетел президент США и протокол поставил некоторые условия. Они могли быть российской стороной не приняты, но были приняты, и Мавзолей был задрапирован. А потом возникла некая инерция, и его стали драпировать каждый раз».
Действительно, в 1995 году руководство страны во главе с ненавидимым коммунистами президентом Борисом Ельциным, как и в советские времена, 9 мая принимало парад с трибуны Мавзолея - правда, фамилия вождя мирового пролетариата была задрапирована цветочной гирляндой. Парады тогда стали ежегодными.
В 2000 году впервые парад принимал свежеизбранный президент Владимир Путин. И он, и бывший президент Ельцин на трибуну уже не поднимались - они стояли внизу, но Мавзолей был «без маски», и фамилия Ленина никого, судя по всему, особенно не смущала.
В 2005 году впервые можно было увидеть высокую конструкцию, полностью закрывшую здание Мавзолея. В тот год на День Победы в Москву приехали главы более 50 государств мира, среди них был и президент США Джордж Буш-младший. Он сидел рядом с Владимиром Путиным - в первом ряду по центру гостевых трибун.