Пионерами в нынешнем деле разрушения памятников, кажется, стали окунувшиеся в пучины протестных действий жители Соединенного Королевства.
Война с монументами началась в Бристоле. Протестующие скинули статую местного филантропа – жившего в XVII веке Эдварда Колстона.
«Эдвард Колстон сделал свое состояние на работорговле. Он был частью системы массовых убийств, пыток и человеческих страданий. Мы должны учиться, а не почитать эту ужасную главу в британской колониальной истории», – поясняют сторонники снесения памятника.
Колстон несет ответственность за перевозу 84500 рабов с Черного континента на кораблях Королевской Африканской компании в период между 1680 и 1692 гг.
Изваяние Колстона сбросили в местную гавань, но власти решили извлечь его из воды. Как обещано, свергнутый памятник будет выставлен в музее как экспонат, рассказывающий об истории расизма.
Современный классик стрит-арта Бэнкси выступил с оригинальной идеей, которая должна прийтись по вкусу и тем, кто хочет видеть на своем месте памятник Колстону, и тем, кто хочет видеть его свергнутым. А именно запечатлеть момент низвержения статуи.
«Мы вытаскиваем его из воды, ставим обратно на постамент, обвязываем тросом его шею и вводим в действие несколько бронзовых статуй в натуральную величину сбрасывающих его протестующих. Все счастливы», – написал Бэнкси в Instagram.
Деструктивный пример Бристоля оказался заразительным. Поруганию подвергся памятник, например, Уинстону Черчиллю – на нем появилась надпись, что это «расист».
В Сети возник сайт кампании Topple the Racists («Свергайте расистов») – там на интерактивной карте Британских островов можно найти монументы в честь «неугодных» исторических деятелей.
«Мы считаем, что эти статуи и другие памятники рабовладельцам и колонизаторам необходимо убрать, чтобы Британия наконец смогла узнать правду о своем прошлом и о том, как оно формирует наше настоящее», – говорится на сайте монументоборцев.
В список памятников, которые следует снести, «борцы с проклятым прошлым», по их словам «включили случаи, когда существует ответственность за колониальное насилие».
Например, призывают снести памятник лорду Китченеру – британского фельдмаршала обвиняют в создании концлагерей для мирного населения в Африке во время войн англичан с бурами.
В Брайтоне внимание борцов с памятниками привлекла мемориальная доска в честь британского премьер-министра Уильяма Юарта Гладстона в отеле Royal Albion. Его вина прежде всего в том, что он сын своего отца сэра Джона Гладстона, владевшего крупными плантациями на Ямайке и в Британской Гвиане, где работали рабы из Африки. После отмены рабства в 1833 году Гладстон-старший получил самую большую из всех компенсационных выплат, положенных бывшим рабовладельцам.
В Бирмингеме предложено сделать что-нибудь с памятником отцу современной британской полиции, премьер-министру и министру внутренних дел Роберту Пилю (1788-1850). Он виноват, с точки зрения сокрушителей монументов, в том, что стоял у истоков современной концепции полицейской деятельности, «которая на протяжении веков несоразмерно концентрировалась на бедняках и этнических меньшинствах во всем мире».
В Солсбери требуют переименовать паб The Beckford Arms – поскольку он назван в честь Уильяма Бекфорда, владевшего 3 тысячами рабов на сахарных плантациях на Ямайке.
В Оксфорде захотели свергнуть статую в честь Сесила Родса (1853-1902), имеющего репутацию одного из творцов колониальной политики в Южной Африке и «архитектора апартеида». Именно в его честь были названы британские колониальные владения Северная Родезия и Южная Родезия. Правда, в Оксфорде отказались демонтировать его памятник. Теперь же сайт Topple the Racists предупреждает: «Оксфорду нужно снять статую Сесила Родса, если они хотят доказать, что Университет действительно привержен равенству и расовой справедливости».
Отказался переименовывать прославленную «битлами» в одноименной песне улицу Пенни-Лэйн и мэр Ливерпуля Джо Андерсон. Неудовольствие борцов за равенство этот «иконический» топоним вызвал тем, что он напоминает о жившем в XVIII веке владельце судов, перевозивших рабов, и противнике отмены рабства Джеймсе Пенни.
Между тем объявились радикалы от искусства, предлагающие действовать решительными методами против «неправильных» объектов. Мэдлин Одент, музейная куратор с оксфордским образованием и жена банкира, разместила в соцсетях рекомендации для активистов движения Black Lives Matter рекомендации, как при помощи бытовых химических веществ можно непоправимо повредить бронзовые памятники. Сейчас изучением этих призывов занялась полиция.
Рушат памятники и по другую сторону Ла-Манша. В Бельгии жертвой этой войны стали памятники в честь короля Леопольда II, с чьим именем связывают приведшую к гибели миллионов африканцев колониальную жестокость в Конго (огромная африканская страна была личной собственностью бельгийского монарха). Монументы в честь короля были снесены или изуродованы в Антверпене, Брюсселе и Генте.
В Соединенных Штатах тоже вовсю идет война с памятниками. Дело дошло до того, что от Трампа потребовали переименовать военные базы на территории страны, чьи названия напоминают о полководцах «южан» времен Гражданской войны.
В Ричмонде протестующие расправились с монумнтом в честь президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса.
Это один из сотен объектов, напоминающих о Конфедерации, которые можно увидеть в США.
Если ненависть протестующих к вождям Конфедерации, объединявшей во время Гражданской войны рабовладельческие штаты Юга, еще можно понять, то разобраться с проявлениями ненависти к не столь одиозным деятелям прошлого труднее.
Например, свержению с пьедестала, разрушению и поруганию подверглись статуи Христофора Колумба в США. В Сент-Поле протестующие опрокинули изваяние мореплавателя с постамента прямо у здания Капитолия штата Миннесота. В Бостоне же статую Колумба обезглавили.
За что же «досталось» первооткрывателю Нового света? За жесткое отношение к туземному населению – с индейцами на обнаруженных островах Колумб и его товарищи не слишком церемонились.
В принципе, «благодаря» открытиям Колумба в Америку пришли европейские колонизаторы, не останавливавшиеся в своей жажде господства и наживы перед нередко напоминавшим геноцид истреблением коренного населения.
В последние годы на Колумба кое-кто в Америке смотрит не как на человека, открывшего новые земли в Западном полушарии. И в ряде американских городов перестали отмечать День Колумба, заменив его празднованием дня туземных народов. Поговаривают даже и о том, что негоже столичному округу, где находится Вашингтон, носить имя в честь неполиткорректного Колумба.