Возле здания Госбюро расследований Украины утром в среду образовался самодеятельный вернисаж. Несколько десятков репродукций известных картин – от Босха и Рафаэля до Кандинского – объединяло одно общее действующее лицо: со всех полотен взирал президент Зеленский в том или ином виде.
Таким образом сторонники экс-президента Порошенко желали высказать свое «фе» действующей власти, по инициативе которой якобы ГБР завело на бывшего главу Украины ряд дел. Вот и сегодня в Госбюро ждали на допрос Порошенко. Чтобы в этот раз нынешний нардеп Петр Алексеевич уж точно явился на беседу, в ГБР заранее заручились решением суда о принудительном его приводе.
Впрочем, украинские журналисты сходу определили, что на этот раз Порошенко на допрос придет. Не зря же его сторонники устроили на тротуарах импровизированную «картинную галерею». Да и внушительная группа поддержки из нардепов Верховной Рады от «Европейской солидарности» подтверждала: экс-президент появится.
И действительно, в 11.00 Петр Порошенко вышел из машины, припарковавшись напротив здания ГБР. Экс-президента без маски обступила плотная толпа журналистов – какая уж тут социальная дистанция. И в этом тесном окружении Порошенко толкнул речь: про то, что дело о картинах – сфальсифицированное, и он честно платил все пошлины на ввезенные произведения.
Напомним, именно по поводу незаконного провоза через границу 43 картин из коллекции экс-президента ГБР и проводило расследование. Причем так до конца и не ясно: речь идет о ввозе или о вывозе этих картин.
Однако украинские журналисты уже раскопали «темную историю» появления полотен Левитана, Айвазовского и Глазунова в коллекции Порошенко. Сообщалось, что картины через офшорную фирму были ввезены в страну еще в 2006 году как дипломатический груз якобы для Консульства Сейшельских островов на Украине. Очень удачно в то время бизнес-партнер Порошенко Олег Гладковский выполнял роль почетного посла Республики Сейшельские острова на Украине. Ввезенные шедевры должны были украшать стены Консульства. Но через некоторое время обосновались в коллекции Порошенко.
43 «подозрительные картины» были арестованы следователями ГБР, и предполагалось, что именно об их судьбе зайдет речь на сегодняшнем допросе. Однако, как только Порошенко вошел в здание, его перехватил представитель Генпрокуратуры, который попытался вручить ему подозрение совсем по другому делу – о незаконном назначении главы Службы внешней разведки Сергея Семочко.
Петр Порошенко подписал указ о назначении главы СВР в 2018 году, хотя на тот момент на Семочко висело несколько подозрений. Во-первых, в 2017 он приобрел несколько особняков на сумму в несколько миллионов долларов, хотя исходя из легальных доходов, у него не было на это средств. А во-вторых, что для Украины на тот момент было более важно – его супруга имела российское гражданство.
Именно по этому делу Петр Порошенко сейчас стал официальным обвиняемым. Однако представителю Генпрокуратуры вручить экс-президенту бумагу об этом не удалось. Порошенко отказался брать бумаги в руки и предпочел ретироваться. Его адвокат сообщил, что, поскольку Порошенко нардеп, прокуроры не имеют право вручать ему подозрение.
По мнению украинского юриста Андрея Портнова, который и стал инициатором возбуждения большинства дел против Петра Порошенко, ГБР выбрало для официального подозрения «самое никчемное». По его словам, экс-президент причастен «к десяткам фактов мародёрства, хищений из бюджета, коррупции, государственной измены при подписании минских соглашений. А также подрыве суверенитета, продемонстрированного на аудиозаписях с руководителями США, военным преступлениям, узурпации власти, передаче в российский плен украинских моряков, отмыванию преступных доходов, неуплате налогов, финансовым махинациям в офшорах, незаконном завладении природными ресурсами, фальсификации уголовных дел и злоупотреблении властью».
А ГБР и Генпрокуратура выбирают для предъявления «самое никчемное и труднообъяснимое для общества - неправомерный акт о назначении чиновника службы внешней разведки».
Между тем Порошенко решил сам разобраться с предъявленными ему обвинениями и лично заявился в кабинет генпрокурора Ирины Венедиктовой, требуя объяснений. На что генпрокурор заявила, что подозрение он должен был получить у следователей, а не вваливаться к ней в кабинет с группой поддержки. Среди журналистов ходят слухи, что Порошенко сегодня попытаются задержать.
Читайте также: Декларации депутатов Верховной Рады удивили: мало отличаются от прошлого созыва