Поведение главы государства объяснил «МК» политолог Андрей Суздальцев:
- Александр Лукашенко очень своеобразный продукт белорусской политической культуры. Прежде всего, нужно учитывать, что Белоруссия – это крестьянская по своей сути страна. После войны там не осталось своей аристократии, даже ее остатков. Элиту там заменила клановая номенклатура. В этом смысле республика после войны превратилась в болото. На местах появились местные паны, которые, опираясь на свою семью, держат определенную территорию: совхозы, колхозы и так далее. Эта традиция идет еще со времен крепостного права, а в советское время она усилилась. Одним из таких панов является Лукашенко, который окончательно сформировался в годы перестройки.
Белоруссия всегда была склонна в показухе. Лукашенко первым начал вытаскивать технику, чтобы проверить ее на готовность в сельскохозяйственным работам. При этом с подчиненными он общался очень негативно: оскорблял их, избивал и так далее. С тех пор он всегда всем «тыкает». Лукашенко подчеркивает свое право делать все, что угодно.
Старшему поколению это долгое время нравилось, а молодое не понимает, что за дикость происходит. С их точки зрения, какая-то банда из 1990-х годов окопалась во главе государства, и теперь всех посылает и со смехом говорит, что никому страну не отдаст.
- В 2010 году Лукашенко применил силу, чтобы разогнать оппозицию в Минске, в 2020 году возможно повторение тех событий?
- Возможно, но в 2010 году была относительно небольшая группа людей, которых в итоге избили и распихали по тюрьмам. Теперь же Лукашенко буквально обезумел от страха. Он даже премьер- министром сделал Романа Головченко, человека, который будет заниматься эвакуацией его активов за границу. Ранее глава правительства создал в ОАЭ, где он работал послом, финансовую компанию.
- Вы как-то сказали, что сегодня в Белоруссии кандидатами в президенты являются не оппозиционеры, а оппоненты Лукашенко. В чем разница?
- Разница очень большая. Есть тоталитарные и авторитарные режимы. Например, Советский Союз был тоталитарным, поэтому там не было оппозиции, а всех потенциальных оппозиционеров заносили во враги, которых нужно постоянно травить. В авторитарных режимах напротив нужны оппозиционеры-дурачки, которые будут симулировать борьбу за власть. Соответственно, такую оппозицию периодически подкармливают, с ней сотрудничают через спецслужбы и так далее. Однако в авторитарных режимах власти и оппозиция обычно зеркалят друг друга. Если плохо режиму, то плохо и его оппозиции. В этот раз ситуация оказалась совсем тяжелой. Лукашенко не смог выйти на балансирование между Востоком и Западом. Начала разваливаться вся система власти в стране. Соответственно, в белорусском обществе появляются люди, которые при поддержке политического класса претендуют на то, чтобы занять место Лукашенко, который теперь кажется неэффективным. В частности, на его место претендуют Виктор Бабарико и Валерий Цепкало. Вокруг них формируется ядро протестного голосования. Лукашенко прозевал этот процесс. Например, у действующего президента рейтинг поддержки около 3%, а у Бабарико в 15 раз больше.
- Возможно ли, что ситуация пойдет по армянскому пути, где люди в какой-то момент вышли на улицу, и Серж Саргсян ушел с поста главы государства?
- Нет, ничего подобного не будет. Он настолько сросся с властью, что считает себя и ее единым целым. Если ему скажут, что пора уходить, он психологически сломается и начнет биться головой о стену, но не уйдет. Фактически, он уже сошел с ума из-за власти, а его окружение смотрит на него и ничего не делает. Они не понимают, что им потом придется отвечать за то, что не помешали ему. Лукашенко уже сейчас угрожает белорусам массовым убийствами…Кстати, если будет какая-то провокация, он наверняка обвинит в этом Россию. В результате, Запад обложит Москву новыми санкциями из-за обвинений в попытке аннексировать Белоруссию. Это еще одна причина, по которой он очень опасен.