- Предшественник Головченко Сергей Румас был одним из самых слабых премьер-министров в истории Белоруссии. Многие надеялись, что он сможет хоть как-то подтолкнуть системные реформы, начнет решать проблемы, но на практике он оказался бюрократом, который свернул даже те достижения в области диалога между бизнесом и властью, которых удалось добиться до него. В том числе не был реализован указ по поддержке бизнеса. Нахождение Румаса в правительстве – это два года упущенной выгоды. Никакого сожаления в связи с его уходом нет. Еще до коронавируса в Белоруссии началась рецессия, которая усугубилась невероятно плохими отношениями с Москвой – никогда прежде мы не опускались на такое дно. Ну и COVID-19 тоже внес свою лепту, жителям страны не понравилась тактика борьбы властей с этой заразой.
Что касается нового премьер-министра, то, как и предполагалось, Лукашенко хочет видеть в правительстве людей в погонах. Президент взял курс на монолитность власти в условиях очень серьезного многоуровневого кризиса. Роман Головченко безусловно доверенный человек, так как он курировал политику республики в отношении стран Ближнего Востока. Но реформ от него ждать не приходится, он человек совершенно иной функции. Он никогда не проявит инициативу, если не получит на это разрешение от силового блока в администрации Лукашенко. Ближайшие годы пройдут под властью кулака и кнутов, а пряники появятся через 2 года, если доживем.
- С чем связана ставка на силовиков?
- Во-первых, приближаются выборы. Во-вторых, Лукашенко всегда говорит о том, что он хороший, а правительство плохое. Сменой премьер-министра он демонстрирует, что слышит критику в свой адрес. Но президент не стал критиковать Румаса, так как понимает, что тот исполнял все в точности, как его просили. Как-то раз Румас попытался разработать стратегию развития Белоруссии, на что ему сказали «иди коров почисти», и он пошел… Самое главное, что теперь уже бывший премьер не обладал достаточно сильной хваткой для того, чтобы не допустить разброд и шатание.
- А другие премьер-министры были лучше?
- Сложно сказать, так как никогда прежде не было такого уровня кризиса. Белоруссия находится в долговом и валютном кризисах, страна отказалась от статуса «нефтяного эмирата», полностью провалились все интеграционные соглашения… Нет согласованной повести в рамках ЕАЭС, наблюдаются социальный и бюджетный кризисы. Лукашенко думает, что его модель экономики, которую можно окрестить «совок», еще может как-то сыграть. В частности, он полагает, что его волевым усилием удастся остановить рост цен, перезапустить производство и привлечь инвестиции. В частности, ставка делается на Китай
- У Лукашенко есть шансы на успех?
- Никаких предпосылок для этого нет. Нынешняя структура экономики нежизнеспособна. В системе накопилось слишком много ошибок. Жителей Белоруссии безусловно ждет обнищание. При этом, чем больше Лукашенко будет продолжать попытки реанимировать свой режим, тем больше будет шириться разрыв между реальным положением дел в экономике и его «хотелками». Рано или поздно, придется проводить болезненные реформы. Уже сейчас Лукашенко признает, что экономические проблемы Белоруссии являются главной угрозой для ее безопасности.
- Реформировать экономику страны можно с Лукашенко, или политическую модель тоже придется менять?
- Сегодня Лукашенко держит курс на «стабилизец» - это политическая управляемость страны, опора на силовой ресурс и так далее. Развитию в этом подходе места нет. Например, в 2020 году ВВП страны меньше, чем в 2010 году. Фактически, из жизни белорусов выкинули 10 лет.
- То есть шанс на спасение Белоруссии – это поражение Лукашенко на президентских выборах?
- «Выборы» нужно брать в кавычки. На самом деле у нас готовится политический перфоманс, который организуется сверху в приказном порядке. Главное, чтобы после очередной «элегантной победы» Лукашенко наконец определился, для чего ему нужна власть. Если для 1% белорусов, которым шикарно живется в республике, это будет одна модель поведения, если для остальных 99% - другая модель.
- Как долго продержится нынешний состав правительства?
- До конца 2020 года вряд ли будут какие-то изменения. При этом в стране реформы могут быть запущены только после готовящегося на 2021-22 годы конституционного референдума. Тогда сформируется новая архитектура власти. К тому моменту для Лукашенко должно стать
совершенно очевидно, что управлять прежними методами невозможно. Пока же он думает, что проблемы в стране связаны с действиями Кремля, происками коронавируса, неспособностью народа понять его мудрые предложения и так далее. Но куда и как он двинет страну, пока неизвестно.
- Чего именно ожидают от референдума?
- Повестка референдума во многом будет зависеть от того, как будут складываться отношения с Россией и Западом, насколько тяжелым будет экономический кризис и так далее. Но парламентской республики не будет точно. Возможно, к власти допустят оппозиционеров, отменят смертную казнь, урегулируют вопрос о частной собственности на землю, о языке, о Союзном государстве и так далее…
- Но какое отношение это имеет к экономике?
- К сожалению, экономикой в стране никто не занимается. Неделю назад в правительстве заявили, что в Белоруссии не будет даже рецессии и вообще с бюджетом проблем нет, а по апрелю мы видим обвал бюджетных поступлений на треть. Экспорт снизился на 20%. Поступлений от нефти нет, цены на калийные удобрения сократились. Властям тяжело посмотреть правде в глаза, поэтому они прячут голову в песок.
- Это некомпетентность, или они не хотят расстраивать Лукашенко?
- И то, и другое. Лукашенко находится в информационном коконе, в окружении красивых девушек, лизоблюдов и очковтирателей. При этом ему комфортно в такой компании. А на ведущих позициях находятся силовики, у которых одна миссия: найти в трех соснах пять шпионов. Лукашенко шел к этому на протяжении 26 лет.
- Лукашенко готовит себе преемника?
- Пока нет. Ему 66 лет, о наследниках думать рано. Он доживет до 80-летия, будет играть с правнуками и с удовольствием думать о том, как весь мир гадает, кому из потомков он оставит страну. Одних только внуков у него семь.