О ситуации в стране нам рассказал кандидат в президенты Белоруссии Андрей Дмитриев:
- Лукашенко считает, что протестные настроения в Белоруссии накануне президентских выборов накачивает Россия. Но на самом деле ветер дует изнутри, и это очень серьезно отличает нынешнюю президентскую кампанию от многих предыдущих. Огромное количество белорусов очень по-белорусски выстроились в очередь, чтобы сказать свое «нет» еще пяти годам жизни с Лукашенко.
Правда, и по поводу России есть интрига. Белорусы гадают, появится ли Лукашенко на параде Победы в Москве 24 июня, и будет ли он там один или с одним из оппозиционных кандидатов в президенты Белоруссии? В конце концов, если 24 июня Лукашенко не встретится с президентом России Владимиром Путиным, до выборов у него вряд ли подвернется другая такая возможность. Парад может стать сильным ударом по его авторитету внутри правящей белорусской элиты.
- Почему терпение лопнуло именно на этих выборах, а не на предыдущих или не на парламентских?
- Все-таки для людей президентские выборы является решающими. Кроме того, именно сейчас для белорусов совпали очень многие факторы. В частности, поведение государства во время пандемии, когда власти просто самоустранились от проблем людей и рассказывали им про трактора и водку, которые якобы помогают вылечить болезнь, наслоилось на экономический кризис. Те, кто ездил на заработки за границу, в последние 2-3 месяца буквально остались без средств к существованию. Они сразу вспомнили про тунеядский закон и про то, что внутри страны работы остается все меньше.
Например, 30 мая я был в Лиде, где ко мне подошла женщина, которая сказала: «Я медсестра, работаю с больными. Никаких доплат нет, моя зарплата 350 белорусский рублей». Это примерно 145 долларов. Она каждый месяц думает, купить ей продукты или заплатить за квартиру. Ощущение тотальной несправедливости и хамства со стороны государства вышло на очень высокий уровень.
- Говорят, что в Белоруссии избиратели подписываются не за конкретных избирателей, а за всех кроме Лукашенко. Это так?
- Очень многие подходят к пикетам и говорят «мы за всех, кроме одного» и «вместе против одного».
- И при этом оппозиция не смогла выставить единого лидера оппозиции?
- Нынешняя ситуация как раз показывает, что большое количество лидеров лучше, чем, когда он один. Нам удалось мобилизовать очень разные части общества. Например, я мобилизую избирателей в небольших городах, которые думают, как нам здесь жить дальше. Эти люди ужасаются от того, что им приходится говорить своим детям: «Уезжай и не возвращайся, я помогу тебе зацепиться за границей». У каждого кандидата свои избиратели, но все вместе мы формируем большинство.
- У Лукашенко есть козыри на этих выборах?
- Он идет на эти выборы, обидев максимальное количество сторон. По итогу борьбы с коронавирусом, например, обидели учителей и медиков. До этого на парламентских выборах завалили всех кандидатов от оппозиции, тем самым обидев огромную часть общества.
Он умудрился поссориться с Россией, причем конфликт с Москвой продолжается. У Лукашенко остались два козыря – это золотовалютный резерв Белоруссии, с помощью которого он может ненадолго отсрочить кризис, кинув людям денег, и штыки. Но у него нет самого главного: понимания людей того, что с ними будет через 5-10 лет.
Люди боятся не того, что с ними может сделать Лукашенко, борясь за президентское кресло, а того, как их жизнь сложится во время следующего срока его правления.
- Если ветер дует со стороны России, почему Запад в этот раз оказался более пассивен, чем обычно?
- Во-первых, белорусы опасаются повторения украинского сценария. В частности, никто не хочет войны на востоке Белоруссии. Нас пугают «31-й дорожной картой» объединения с Россией и так далее. Во-вторых, западные правительства больше заняты своими проблемами, связанными с экономическим кризисом и коронавирусом.
- Для России не будет проблемой договориться с другим президентом Белоруссии?
- Тут многое зависит от двух сторон, но моя позиция заключается в том, что Минск должен перестать обманывать Москву. Мы должны перестать обещать то, чего не собираемся выполнять.
В частности, нужно отказаться от единой валюты и синекуры для чиновников, которой является Союзное государство. Вместо этого надо переходить на дружеские, близкие и честные взаимоотношения. Если Россия говорит, что она не хочет строить единый энергорынок, пусть будет так, мы будем действовать исходя из этого ее желания. При этом нужно сохранить то, что уже было сделано для людей и эффективно работает: пенсии, возможность вести бизнес, отсутствие границы и так далее.
Но неоправданные надежды только мешают двум странам дружить. Любой вменяемый президент Белоруссии сможет договориться и с Россией, и с Евросоюзом. Минск нуждается в сильных партнерах, особенно, если они граничат с нами.
- Возвращаясь к штыкам… Понятно, что Лукашенко идет на шестой президентский срок подряд и не собирается уходить из власти. А белорусы готовы к тому, что их выбор не совпадет с выбором Лукашенко?
- Сейчас белорусы используют законную и мирную возможность сказать, что они устали. Очень многие их тех, кто выстраивается в очереди, чтобы отдать свою подпись в пользу оппозиционных кандидатов, делают это без всякой агрессии. Они просто хотят, чтобы страна начала жить жизнью не одного человека, а всех 9,5 миллионов граждан. Поэтому следующий шаг будет зависеть от того, как много людей пойдет в наблюдатели за президентскими выборами. Но говорить о какой-то агрессии сейчас вредно, потому что это провоцирует неадекватные действия со стороны властей.
- Лидера уличной оппозиции Сергей Тихановский был задержан во время пикета, сторонники Лукашенко обвиняют его в разжигании Майдана и так далее. Насколько он опасен для Лукашенко и возможны ли уличные противостояния в Белоруссии?
- Конечно, возможны, особенно, если к этому напрямую будут призывать лидеры оппозиции, а власть будет провоцировать такое поведение. Но сегодня люди стоят в мирных очередях, потому что они хотят бескровных перемен, чтобы государство стало для людей, а не для тех, кто находится на его верху.
При этом я не являюсь сторонником Тихановского и мы не соратники, но его задержание в Гродно было наглой и ужасной провокацией. Будучи гражданином Белоруссии, он имеет право говорить правду о том, что происходит в стране, и участвовать в обсуждении ее будущего с другими белорусами. Изначально история выглядела следующим образом: Тихановский стоял в пикете, и к нему стала приставать с расспросами женщина. Он отказался разговаривать с ней, отвернулся и начал уходить. Тут появилась милиция, и женщина закричала, что он Тихановский не хочет отвечать на ее вопрос. Это был первый в истории мировой политики случай, когда милиция попыталась заставить политика ответить на вопрос избирателя.
Дальше силовики схватили Тихановского за руки и началась потасовка, в результате которой один из милиционеров упал. Теперь политика обвиняют в применении насилия к сотруднику правоохранительных органов (по этой статье его могут лишить свободы на срок до 6 лет - «МК»). Но потом выяснилось, что женщина была проституткой из Минска, милиционер упал сам, а его подхватили, чтобы помочь, совсем другие люди, а не Тихановский…
- Лукашенко понимает, что он оказался в тяжелой ситуации, или он думает, что в шестой раз будет как обычно?
- Наверное, он все понимает, но считает, что у него все- равно получится переиграть Россию, договориться с Западом и так далее. Но в этом он и его команда очень сильно ошибаются. Уже по эпидемии видно, что в окружении президента очень плохо оценивают риски и общественные настроения. Это происходит из-за того, что Лукашенко закрылся в своем дворце и живет совсем не в том мире, где живут остальные белорусы. Он не слышит критику.
- Сколько дней осталось до сдачи подписей за кандидатов в президенты?
- Подписи нужно собрать до 19 июня. Я собрал уже свыше 30 тысяч. Всего 14 кандидатов, за исключением Лукашенко у всех похожие результаты. Нужно собрать не меньше 100 тысяч. Мы идем примерно по графику. Помогает высокая политизация общества. Я еду из Барановичей, там мои сборщики подписей не могли уйти на обед, потому что их не отпускали избиратели. И такая ситуация у всех оппозиционных кандидатов. Люди подходят и говорят «за всех, против одного».
- А есть те, кто поддерживает Лукашенко?
- Конечно. В основном это пожилые люди, но и среди них появляются те, кто говорят, что готовы голосовать за оппозицию, причем не ради себя, а ради своих детей и внуков. В частности, мне об этом рассказала женщина из Слуцка. Она говорит, что пенсия у нее хорошая, но проблема в том, что она из этой пенсии должна помогать всей семье.
Продолжение темы - в материале: "Главный соперник Лукашенко на выборах Виктор Бабарико: "Вождя должен сменить менеджер"