«Я откладываю саммит, потому что не чувствую, что G7 правильно представляет происходящее в мире», – заявил президент США.
По словам Трампа, провести встречу «Большой семерки» (в нее входят США, Германия, Франция, Италия, Канада, Великобритания и Япония) в этом году получится не раньше сентября.
Ранее Трамп намеревался провести встречу «семерки» в одном из своих гольф-курортов во Флориде. Потом заговорили о том, что лидеров G7 будут принимать в президентской резиденции в Кэмп-Дэвиде с 10 по 12 июня. Но из-за пандемии президент США принял в конце марта решение провести саммит по видеосвязи.
Однако президенту Соединенных Штатов явно неймется —и формат видеоконференции его не устраивает. На днях Трамп заявил, что проведение саммита «вживую» в Белом доме станет признаком возвращения Америки к привычному укладу жизни.
Пресс-секретарь Белого дома Кейли Макэнани заверила: что на мероприятии будут обеспечены все необходимые меры по защите глав государств и правительств от коронавируса. По ее словам, саммит мог бы состояться в конце июня.
Но тут поступил негативный сигнал от Ангелы Меркель: канцлер ФРГ сообщила, что в связи с общей ситуацией с коронавирусом «не может согласиться на личное участие» на поездку в Вашингтон для участия в саммите G7. По тем же причинам не горит желанием ехать в США на саммит и канадский премьер-министр Джастин Трюдо. Зато президент Франции Эммануэль Макрон, по данным Белого дома, поддержал идею личной встречи лидеров «семерки». Да еще британский премьер Джонсон, поговорив с Трампом по телефону, отметил важность личной встречи глав G7 в ближайшее время,
Президент США сообщил прессе, что еще не назначил новую дату саммита G7, но думает, что эта встреча могла бы состояться в сентябре, во время ежегодной встречи ООН в Нью-Йорке или, возможно, уже после выборов в США в ноябре.
Решение Трампа все-таки отложить время проведения саммита свидетельствует о том, что ему приходится мириться с тем фактом, что ситуация с коронавирусом в стране далека от спокойной.
В разговоре с журналистами на борту президентского лайнера Air Force One возвращавшийся с мыса Канаверал после запуска космического корабля Crew Dragon Трамп заявил, что находит «Большую семерку» в ее нынешнем виде «устаревшей».
«Мы хотим Австралию, мы хотим Индию, мы хотим Южную Корею», - сказал Трамп, говоря о новом расширенном составе клуба наиболее развитых экономик мира и описывая его как «G-10 или G-11». По словам президента США, он в общих чертах обсуждал эту концепцию с лидерами других стран.
Идея расширить рамки «семерки» с учетом того, что Белый дом анонсирует обсуждение на грядущем саммите Китая, похоже, укладывается в контекст обострения американо-китайских отношений. В рамках которого Вашингтон нуждается в союзниках и партнерах. Правда, в таком случае неясным остается мотив приглашения России, которую трудно представить себе частью сколачиваемой Трампом антикитайской коалиции.
Впрочем, в прошлом американский президент уже прежде предлагал расширить G7 и снова подсоединить к ней Россию, которая состояла в «Большой Восьмерке» до 2014 года. Как известно, из-за присоединения Крыма Россия была исключена из этого формата.
Так, в августе прошлого года Трамп призвал вернуть Россию в этот клуб. Говорили даже, что во время прошедшего в Биарицце прошлогоднего саммита «семерки» американский лидер во время официального ужина даже повздорил с коллегами по G7 из-за России.
Впрочем, как справедливо отметили тогда в Кремле, что одного желания президента США для этого явно недостаточно, необходим консенсус между входящими в G7 странами.
Комментируя последние заявления Трампа эксперт по внешней политике в Брукингском институте Томас Райт заявил, что члены G7 не согласятся на официальное расширение, но при этом были прецеденты приглашения на саммиты других лидеров на разовой основе.
Да и судя по всему, в Москве не так уж хотели бы реанимации «восьмерки», не желая добровольно принимать на себя функции «мальчика для битья» и упирая на то, что есть и другие, более широкие и интересные форматы (вроде «Большой двадцатки»), в которых Россия принимает участие.