Вызванные пандемией и сопровождающими ее потрясениями драматические изменения глобального масштаба, – все эти карантины, самоизоляция, остановка работы множества предприятий и учреждений, уже случившаяся и еще грозящая в будущем потеря работы миллионами людей – стали идеальным питательным раствором для разнородных сторонников экстремистских идей.
Атмосфера полной неопределенности и всеобщей растерянности, страх не только перед невидимым, но смертельно опасным коронавирусом, но и совершенно невеселыми социально-экономическими перспективами, грядущая безработица для множества людей, атомизация общества, недовольство действиями властей, недоверие по отношению к властям и масс-медиа – все это делает многих людей восприимчивыми к пропаганде экстремистов.
В условиях, когда миллионы людей оказались запертыми в своих четырех стенах, многие из них погружаются в социальные сети, в которыхпытаются найти – помимо информации и общения – как успокоение своим страхам, так и виноватых в сложившейся ситуации.
Согласно отчету стартапа Moonshot CVE, отслеживающего экстремистские запросы в Google, уровень активности экстремистского контента в Интернете в американских штатах, где были введены жесткие ограничительные меры в связи с «локдауном», вырос в начале апреля на 21% по сравнению с восемью предыдущими месяцами.
Аналогичные тенденции фиксирует и лондонский аналитический центр ISD Global, занимающийся изучением американских социальных сетей: число подписчиков на экстремистские каналы заметно возросло.
Об этом же заявлял не так давно и помощник директора по безопасности инфраструктуры Министерства внутренней безопасности США Брайан Харрелл, говоря о том, что на фоне коронавирусного кризиса в Сети увеличились количество ненавистнических высказываний, поощряющих насилие и распространяющих ненависть.
Особую обеспокоенность вызывает тот факт, что распространяемые разномастными экстремистами материалы воздействуют на умы впечатлительных подростков, которые проводят много времени в Интернете.
Характерно, что и крайне правые экстремисты, и радикальные исламисты используют вызванные пандемией коронавируса нестабильность и панические настроения для продвижения своих насильственных программ, часто используя схожую тактику и даже одни и те же мобильные приложения для обмена сообщениями.
* * *
Пропагандисты ИГИЛ (ИГ – запрещенная в России террористическая организация) пандемию преподносят как «наказание стран-крестоносцев», как акт высшего возмездия против «язычников» и «неверных», утверждая, что вспышки болезни в Китае и Иране является наказанием свыше соответственно китайским «безбожникам» за притеснения мусульман в Синьцзяне и шиитским «еретикам»
«ИГИЛ рассматривает глобальную пандемию как возможность еще больше ослабить своих врагов, – цитирует Fox News cтаршего научного сотрудника проекта Counter Extremism Project Джоша Липовски. – Правительства пытаются сосредоточить свое внимание на вопросах международной безопасности, одновременно решая глобальный кризис в области здравоохранения, который также вызывает кризис экономический. ИГИЛ осознает это и видит возможности воспользоваться растущими страхами среди гражданского населения, а также правительствами, которые переориентируют и ограничивают свои ресурсы».
Приходится констатировать, что на активности террористов коронавирус в сторону понижения, похоже, не подействовал.
Полиция по всей Европе проверяет, не происходит ли потихоньку под шумок «локдаунов» восстановление ячеек. В апреле в Испании был задержан разыскивавшийся британскими властями сторонник ИГИЛ, бывший рэпер - Абдель-Маджед Абдель Бари. Этот экстремист, позировавший перед камерой с отрезанной головой, умудрился перебраться в Европу из Сирии, избежав препятствий на погранконтроле и избежав биометрического отслеживания на границе.
За последние месяцы спецслужбы сообщали о нескольких случаях, когда в российских регионах были обезврежены сторонники ИГ, готовившие террористические акты в Екатеринбурге, Мурманске, на Ставрополье.
В апреле правоохранительными органами Германии был сорван предполагаемый заговор ИГИЛ, предположительно вынашиваемый боевиками из Таджикистана – злоумышленники были задержаны в земле Северный Рейн-Вестфалия. Как сообщает Deutsche Welle, в качестве возможных объектов для атак ими рассматривались американские базы в Германии и лица, которые, по мнению экстремистов, критично настроены к исламу.
В начале мая испанскими правоохранительными органами был арестован гражданин Марокко по подозрению в подготовке нападения.
И это не говоря о кровавых нападениях террористов в Афганистане, Ираке, Сирии – традиционных «горячих точках», которые тоже, кстати, испытывают на себе катастрофическое воздействие пандемии...
* * *
Ультраправые сторонники идей превосходства белой расы тоже активно оперируют конспирологическими теориями и обвиняют правительства в неспособности справиться с пандемийным кризисом.
«Они очень эффективно извлекают выгоду из пандемии», – цитирует The New York Times слова руководителя Институтом исследований и образования в области прав человека, базирующегося в Сиэтле исследовательским центром по крайне правым движениям, Девина Бургхарта о сторонниках экстремистских идей.
В разнобое экстремистских суждений трудно отыскать единый стержень, но так или иначе они вполне вписываются в популярный среди сторонников конспирологии контекст противодействия «Новому мировому порядку».
В социальных сетях разлетаются ложные утверждения расистского характера (в частности, о том, что выходцы из Восточной Азии более предрасположены страдать от воздействия коронавируса). Или утверждения о том, что вирус изначально разрабатывался как биологическое оружие.
Высказывались и аргументы в поддержку идеи о том, что только последовательный расизм и ксенофобия могут защитить от глобальной пандемии.
Ряд групп, например, в Соединенных Штатах договорились до того, что это левые используют эпидемию Covid-19 для установления правительственной диктатуры. И что коронавирус приведет к «коммунистическому» захвату основных отраслей промышленности и направлен против Второй поправки к Конституции США, которая предусматривает право американцев на оружие.
Многие ополченческие и «патриотические» группы рассматривают введенные из-за коронавируса ограничения как репрессивные маневры тиранического правительства.
Праворадикальные экстремисты, многие из которых пандемию называют «обманом», утверждают, что кризис организован некоей «закулисой» (эта роль может отводиться в экстремистских и конспирологических построениях евреям, китайцам и т. д. – кому что нравится). А «козлами отпущения» рисуются иммигранты, политики, представители других рас и прочие.
На волне страхов перед опасной болезнью фиксировались случаи нападений на людей азиатского происхождения и оскорблению их в общественных местах. (Впрочем, и из Китая приходят сообщения о том, что там кое-где из-за ситуации с коронавирусом встречались факты дискриминации чернокожих, а в некоторых других странах Азии и Африки объектами нападок становились белые туристы)...
* * *
Пандемия подхлестнула и перевод старых антисемитских мифов на «новые рельсы». Со стороны праворадикалов (а также представителей ультраконсервативных христианских кругов, и в меньшей степени леваков, и – что характерно – со стороны исламистов) звучат обвинения в духе печально известных «Протоколах сионских мудрецов» в адрес евреев всего мира и сионистов в том, что они якобы замышляют, «как обычно», пользуясь пандемией, подорвать стабильность мировой экономики, чтобы им было проще получить контроль над ней.
Встречались и утверждения, что высокотехнологичные еврейские и израильские компании уже произвели вакцину и лекарства от COVID-19, а потом, дескать, будут продавать препараты странам мира с огромной прибылью.
В апреле в Тель-Авивском университете был обнародован доклад о ситуации с антисемитизмом в мире, оказавшемся во власти коронавирусного кошмара. По словам президента Европейского еврейского конгресса и Фонда «Всемирный форум памяти Холокоста» Вячеслава Моше Кантора, с начала вспышки коронавируса все чаще стали звучать обвинения в адрес евреев, которые будто бы стоят за распространением вируса или напрямую наживаются на сложившейся ситуации.
Среди тех, кто распространяет – прежде всего через интернет – в эти дни подобные конспирологические теории, – не только маргиналы-экстремисты, но и политические и религиозные лидеры, журналисты, учёные, деятели искусств и т.д.
«МК» обратился к экспертам с вопросами – насколько велика опасность активизации на фоне нынешнего кризиса экстремизма разных мастей? Каковы перспективы роста ультраправых настроений на Западе?
«Возрождение экстремизма, которое мы наблюдаем в последние годы, ещё более усилится в связи с наступившим кризисом, когда растут ксенофобские настроения и возлагают вину за всё на иностранцев, представителей не коренных национальностей, и в то же время расцветает национализм, – отвечает председатель Совета Центра Кантора Арие Цукерман. – Все эти правые и крайне правые элементы только усилятся в ближайшее время. Причём это справедливо в отношении всего мира, а не только Запада».
«Да, мы являемся свидетелями роста ультраправых и неонацистских политических сил на Западе, в Западной Европе, – считает профессор Еврейского университета Иерусалима (Израиль) Доктор Шмуэль Барнай. – Мы также видим рост правого популизма в Центральной и Восточной Европе, конкретно в Венгрии, в какой-то степени в Польше, есть определённые свидетельства активности подобных сил в России, которые, впрочем, не поддерживаются официальными властями, мы наблюдаем исторические дискуссии о роли тех или иных деятелей во время Холокоста в Литве, а также недавние дискуссии конца 2019 года о некоем подобии нового закона, очень похожего на закон, действующий в Польше, отрицающий участие Литвы в преступлениях в годы Холокоста. Поэтому мы наблюдаем всё ту же тенденцию, хотя мы должны разобраться, что события на Западе развиваются по более опасному сценарию до сих пор, принимая также во внимание уровень информации, получаемой нами с Запада и активность еврейских общин на Западе».
* * *
Сам по себе поиск «виновников» связанного с пандемией кризиса усиливает общественную напряженность, повышая градус нетерпимости и углубляя недоверие между различными группами общества. И в свою очередь, такая напряженность формирует базу для будущих «рекрутов» различных экстремистских объединений.
Пока одни экстремисты смотрят на всю эту коронавирусную историю как на возможность улавливать в свои сети новых сторонников, другим явно не сидится на месте и хочется действовать.
В США есть категория праворадикальных группировок, которые именуются «акселерационистскими», видящие в расовой войне возможность свергнуть правительство. Они сочли, что распространение хаоса и насилия ускорит распад существующего общества, что позволит им создать на его месте отвечающее их требованиям расистское общество.
Другие адепты ультраправых идей, которые смотрят на пандемию как на мощный удара по всему современному либерально-демократическому мироустройству и рассуждают в духе «чем хуже, тем лучше». Они возникшую «новую реальность» расценивают как возможность для развития своего движения и реализации своих целей с помощью актов насилия.
В конце марта в Соединенных Штатах в перестрелке с агенты ФБР был убит 36-летний экстремист Тимоти Р. Уилсон, подозреваемый в планировании нападения на больницу Миссури. В заявлении ФБР говорится, что его действия были «мотивированы расовой, религиозной и антиправительственной враждой». В одном из онлайн-каналов Уилсон обвинял федеральное правительство в том, что оно стремится использовать пандемию как «предлог для уничтожения нашего народа».
Еще один американец, 36-летний житель Арканзаса Аарон Свенсон объявил в соцсетях 12 апреля, что собирается устроить засаду на сотрудника правоохранительных органов, чтобы расправиться с ним. Свенсона арестовали по обвинению в террористических угрозах и незаконном ношении оружия.
Это лишь пара примеров того, как гуляющие по Интернету идеи ненависти находят свое воплощение на практике. Опубликованный недавно отчет проекта Tech Transparency Project, показывает, что тысячи вооруженных правых боевиков готовят насильственное восстание против правительства США во время кризиса с коронавирусом, имея соцсети в качестве платформы для подготовки и организации.
В ультраправом сегменте Интернета стали появляться призывы намеренно распространять коронавирусную инфекцию для провоцирования массовых беспорядков. Звучали также призывы к распространению вируса среди евреев, чернокожих и полицейских, к акциям саботажа против инфраструктуры (опять-таки для разжигания массовых беспорядков).
В одном Фейсбуке, как сообщает HuffPost, было обнаружено 125 групп в Фейсбуке, посвященных идее «бугалу» (таким термином американские крайне правые описывают неизбежную, по их мнению, новую гражданскую войну в США). Участники форумов и чатов обсуждают оружие, боевые действия, медицинские вопросы и способы получить взрывчатку, говорится в докладе Tech Transparency Project. Одна группа даже выложила документ, подробно описывающий, как разрушать линии снабжения правительства США, и обсуждала возможную необходимость убийства правительственных чиновников.
Согласно отчету, более 60% этих групп были созданы только за последние три месяца. В 125 группах насчитывается около 73 тысяч членов, хотя неясно, сколько человек может принадлежать одновременно к нескольким группам.
Стоит ли преувеличивать возможности реального (во всяком случае, сколько-нибудь массового) воплощения в жизнь диких призывов «диванных» приверженцев крайне правых идей?
Вряд ли. Но нельзя и недооценивать опасности рассеиваемых семян ненависти, которые вполне могут способствовать радикализации потенциальных экстремистов и террористов.