ВВП сделал максимум, чтобы улучшить настроение людей после длящегося с конца марта «внепланового отпуска». Семьям с детьми обещано «мороженое»: выплаты по десять тысяч рублей на каждого ребенка. Предпринимателям — льготные кредиты с возможностью их полного списания в случае отказа от сокращения количества работников. Самозанятым — возврат уплаченных ими налогов за прошлый год. «Вишенкой на торте» стала официальная отмена опостылевших «выходных». Но при этом Путин не пытался делать вид, что главные испытания и, давайте будем называть вещи своими именами, главные страдания уже позади. Общенациональные выходные закончились, а вот эпидемия нет. Более того, в каком-то смысле мы сейчас поменялись местами с Францией, Италией и Испанией, не говоря уже о Китае.
Недели и месяцы тому назад мы с ужасом и сочувствием наблюдали за тем, что там происходит, пребывая при этом в сравнительной безопасности: «девятый вал вируса» до нас тогда еще не дошел. Сейчас этот «девятый вал» нас уже догнал или уже скоро догонит. А страны, которые раньше были эпицентром кризиса, начинают медленный процесс восстановления. Открыто признать эти совсем грустные реалии Путин, естественно, не мог. Искусство политики заключается в том числе в умении упаковать очень горькую пилюлю в красивую упаковку и при этом еще никому не наврать. ВВП это точно удалось.
Президент дал понять гражданам: их «отпускные мучения» были не зря. За время вынужденного простоя национальной экономики система здравоохранения стала гораздо более подготовленной к борьбе с вирусом: ей «удалось существенно нарастить запас прочности». Хорошая новость? Однозначно. За этой хорошей новостью последовала еще более хорошая: «раздача слонов» особо пострадавшим слоям граждан. О «гарантированном универсальном доходе» для всех жителей РФ (или, выражаясь по-простому, о сплошной раздаче денег всем и каждому) речь, разумеется, не шла. Однако посвященная деталям выплат, о которых речь все-таки идет, часть президентской речи была достаточно долгой и подробной. ВВП понимает: граждане истосковались по поводам для оптимизма. И им подобные поводы необходимо дать — даже если в реальности этих поводов по большому счету нет.
Введенные из-за вируса карантинные ограничения никуда не уйдут. Де-факто сменилось только официальное название этих ограничений. К этому можно добавить еще и торжественное обещание, что они, конечно, будут сниматься, но очень «постепенно и в зависимости от каждого конкретного региона». Ловкость рук? Безусловно. Но я категорически отказываюсь критиковать за это Владимира Путина. Президент вынужден играть теми картами, которые у него есть. Ненавижу это признавать, но карты, которые есть «на руках» у коронавируса, объективно сильнее.