Во-первых, нужно не забывать про полуостров, во-вторых, соблюдать санкционный режим против России, в-третьих, нужно искать дополнительные международные инструменты для давления на Москву. И тогда рано или поздно Крым бросится в объятья Украины. «МК» выяснил у экспертов, достаточно ли этих трех пунктов, чтобы Крым перестал быть российским.
Алексей Якубин, украинский политолог:
- Министр решил продемонстрировать актуальность темы Крыма для правительства Украины. Поскольку очень часто в адрес официального Киева звучат обвинения в том, что весь переговорный процесс посвящен Донбассу, а про полуостров забыли. Тем же самым можно объяснить недавнее пари посла Украины в Германии Андрея Мельника с экс-канцлером ФРГ и главой совета директоров «Роснефти» Герхардом Шредером о том, что Крым вернется. Вероятно, глава МИД просто решил продолжить эту историю. Ранее у президента Украины Владимира Зеленского говорили о желании инициировать отдельный переговорный формат по Крыму, чтобы не связывать этот вопрос с Донбассом. Об этом он сам говорил во время своего выступления в ООН и даже в контексте саммита «нормандской четверки» в Париже. Одним из участников этого формата Зеленский видит США. Но вопрос урегулирования конфликта на востоке Украины все-равно намного актуальнее, чем принадлежность полуострова.
Вопрос Крыма периодически всплывает, но не более того. Например, политики обсуждали тему о поставке воды в регион. При этом переговорный процесс по Крыму тормозится в основном по двум причинам. С одной стороны, «Европейская солидарность» Петра Порошенко любой диалог называет попыткой договориться с врагом. С другой, официальный Киев привык ориентироваться на крымских татар, которые не представляют на полуострове большинства населения и не могут говорить о лица всего региона.
Денис Денисов, глава Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
- К тому, что Крым является частью России, все уже привыкли. Более того, не только России, но и многим европейским государствам надоело, что украинские дипломаты пытаются навязывать им дискуссию на тему принадлежности полуострова. Как повод для информационного противостояния с Россией эта тема действительно важна и интересна, а как прикладная дискуссия для достижения конкретного результата выглядит, мягко говоря, нереалистично. Что должно произойти для того, чтобы Крым стал «нейтральным» или вообще вернулся в состав Украины? По сути, в России должна случиться какая-то очень серьезная катастрофа. Других вариантов нет, поэтому и обсуждать здесь нечего.
Между тем, украинские политики с каждым годом демонстрируют все более и более низкий уровень подготовки. Они могли бы поучиться хотя бы у своих коллег четырехлетней давности. Сегодня украинские дипломаты сами себе создают проблемы на будущее. Нужно понимать, что как только у европейских стран возникнет более-менее реальная возможность отказаться от антироссийских санкций, они немедленно ею воспользуются и начнут в короткие сроки восстанавливать и развивать отношения с Москвой. В условиях жесточайшего мирового экономического кризиса, это видно особенно ясно. В первую очередь Евросоюз будет думать о себе, а не об Украине.
При этом для самой Украины тема Крыма тоже не актуальна. Киев напоминает о полуострове только для того, чтобы выбить для себя дополнительные кредиты МВФ и так далее. Кроме того, Украина не может допустить, чтобы международное сообщество забыло о республике из-за коронавируса и экономического кризиса.