Совещание по вопросам развития ТЭК прошло по тому же сценарию, что и встреча президента с банкирами. Публичными оказались только выступления чиновников. А жалобы и просьбы самих нефтяников прозвучали в закрытом для прессы режиме.
Во-первых, после заключения сделки ОПЕК + накопилось много болезненных вопросов о том, как именно будут распределяться квоты на сокращение добычи. Во-вторых, просьбы о поддержке со стороны нефтяных компаний всегда болезненно воспринимаются обществом и становятся объектом для критики в СМИ.
Владимир Путин в начале совещания заявил, что и глобальная, и российская энергетика столкнулись с серьезными потрясениями. Под напором коронавируса во всем мире снизился спрос на энергоресурсы, а вслед за ним вниз пошли и ценовые котировки.
Конечно, колебания конъюнктуры наблюдались и раньше. "Но такого еще не было, это правда! , - подтвердил ВВП. И, сославшись на мнение самих нефтяников, чуть ли не по слогам повторил: "Такого еще не было". Чтобы сгладить негативные тенденции, по словам президента, необходимы совместные усилия, в том числе такие, как сделка ОПЕК +.
"Мы будем и дальше выстраивать эффективное сотрудничество с зарубежными партнерами и достигать договоренностей по балансировке энергорынка", - пообещал он. Как полагают многие эксперты, такие договоренности могут понадобиться уже в ближайшее время, так как согласованных объемов сокращений - 9,7 млн баррелей в сутки - может оказаться недостаточно: слишком много в мире накопилось никому не нужной нефти.
Глава Минэнерго Александр Новак полагает, что рынок уже приблизился к пику сокращения спроса. Сегодня это минус 25-30 млн баррелей в сутки, что означает откат на 25 лет назад - к уровню 1995 года. К этому привело снижение мобильности, остановка предприятий, отмена авиаперевозок и прочие элементы коронавирусной реальности.
Ситуация, по словам министра, сложная, но не критическая. Более того - уже видны "зеленые ростки": к ним Новак отнес заявления европейских стран о постепенном ослаблении ограничительных мер и сокращение добычи в рамках сделки ОПЕК +, которое начнется в мае.
"Дисбаланс во второй половине мая должен уменьшиться. И есть также оптимистичные оценки о выправлении ситуации на мировых нефтяных рынках, начиная со второго полугодия", - обнадежил Путина министр. Для России "выправление" цен на энергоресурсы критически важно: ТЭК формирует 40% федерального бюджета, значительная часть которого сейчас тратится на борьбу с коронавирусом и минимизацию последствий пандемии.
Россия в мае сократит добычу нефти на 19% к уровню февраля. По итогам года снижение составит 10%. И вот тут возникнет проблема для нефтесервисного сегмента, который потеряет 30-40% заказов. Чтобы поддержать нефтяников, по словам Новака, разработаны нестандартные подходы. Скважины закрываться не будут - напротив. "Мы считаем, что нужно создать условия для продолжения деятельности по бурению скважин даже в тот период, когда в этом нет необходимости", - заявил министр, отметив, что для этого необходимо обеспечить финансирование.
Энергетикам тоже нужны льготные кредитные ресурсы на покрытие кассовых разрывов, возникших из-за неоплаты услуг ЖКХ. В целом уровень платежей за электричество снизился на 12%, за тепло - на 20%.
Однако в жилищном сегменте показатели хуже: поставщики ресурсов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не досчитались почти 40% поступлений. "К сожалению, также бюджетные организации снизили оплату примерно на 10%", - посетовал Новак, отметив, что низкая платежная дисциплина может осложнить подготовку к следующему отопительному сезону. Правительство, как известно, до конца года отменило пени и штрафы для россиян за не оплату счетов ЖКХ и запретило отключать коммунальные услуги за долги. Однако поставщики ресурсов добиваются, чтобы этот период был сокращен: действие моратория предлагается ограничить первым днем после окончания режима нерабочих дней. Но этот вопрос, если и обсуждался на совещании у Путина, то уже в закрытом режиме.
Также за скобками осталось и ценообразование на бензиновом рынке.
Эксперты и политики (в частности, "Справедливая Россия") предлагают властям временно изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли, чтобы цены на российских АЗС соответствовали нефтяным котировкам. (Сейчас они не падают вслед за ними, тк государство, применяя механизм демпфера, забирает у нефтяников значительную часть доходов, полученных от продажи топлива на внутреннем рынке). В условиях кризиса отказ от демпфера или пересмотр его параметров могли бы поддержать граждан, столкнувшихся с сокращением доходов. Но Новак этот вопрос не поднимал. Он лишь констатировал, что в России наблюдается падение спроса: на бензин - от 40% до 50%, на дизельное топливо - на 30%, а на авиакеросин - более, чем на 50%
Читайте материал "Нефтью залито всё: в хранилищах творится ад"