По данным Минобороны, десантирование осуществлено с высоты 10 километров. Десантники прыгали с парашютом с борта самолетов Ил-76. В свободном падении до открытия парашюта каждый провел несколько минут. Дыхание в разреженном воздухе обеспечивали специальные кислородные приборы, использовалось автоматизированное высотное оборудование.
После выброски десанта и грузов экипажи Ил-76 выполнили посадку на самом северном аэродроме страны на острове Земля Франца Иосифа.
Вот что сказал об эксперименте экс-командующий ВДВ Геооргий Шпак:
-Это сделано впервые в истории ВДВ и впервые в мире. Чтобы прыгать с парашютом с такой высоты, надо обязательно быть в кислородных масках. Температура в тропосфере – минус 60. Было не известно, как могла повести себя в таких условиях техника, автоматика. На различных этапах свободного падения автоматизировано включаются различные системы жизнеобеспечения. Как я знаю, десантирование прошло успешно, не было никаких эксцессов, люди и техника приземлились благополучно. Это хорошо.
Если помните, в 60-е годы как-то решили провести выброску 14 десантников на Памир, на высоте 8 тысяч метров. Отобрали спортсменов, мастеров спорта. Они десантировались, и семеро из них погибли. Потому что не было такого оборудования, система парашютная была не та, не было системы навигации.
То, что сегодня произошло, это шаг вперед в развитии Воздушно-десантных войск. Молодцы!
-Георгий Иванович, а почему именно в Арктике надо было прыгать?
-Сегодня весь мир борется за каждый квадратный метр за Северным полярным кругом. Оказывается, на дне Северного Ледовитого океана колоссальнейшие запасы полезных ископаемых, в том числе нефти. И сегодня все борются за прибрежные зоны. Чем больше зона, тем больше вероятность получения прибыли. Американцы мечтают о том, чтобы взять в аренду Шпицберген, Гренландию. Что, думаете, у них деньги лишние? Нет, просто Арктика привлекает огромное внимание.
Кроме того, через Арктику – самый короткий путь из Европы на Дальний Восток, в Азиатско-Тихоокеанский регион. Этот путь осваивается на основе рекомендаций наших ученых, специалистов. Начали строить очень мощный атомный ледокол, который позволит двигаться во льдах со скоростью не меньше 15 узлов.
Поэтому в интересах России – обеспечить приоритет в этом регионе, чтобы другие не зарились на нашу Арктику.
-Эксперимент показывает, что ВДВ надежно все прикроют?
-Конечно. Это очень умное и правильное решение. Мы же не знаем, что планируют наши оппоненты. Не исключена возможность, что они попробуют захватить и Новую Землю, и Шпицберген, другие острова. Мы же должны быть готовы ко всему. А ВДВ всегда было легко на подъем. Объяви боевую тревогу – через час они в самолетах. А через несколько часов уже выбрасываются. Сегодня время играет ключевую роль в проведении любых операций, особенно в Арктике.
-Когда вы командовали ВДВ, было не до таких экспериментов?
-Да, сегодня ВДВ находится в более благоприятных условиях для развития своей мобильности, боеспособности, боеготовности. Когда я командовал ВДВ, мы были как пожарные – тушили пожары во всех «горячих» точках. Вы только посчитайте – Абхазия, Грузия, Югославия… Чуть где полыхнет – немедленно ВДВ. Я, например, из самолета не вылезал месяцами. Можете представить себе?
Сегодня ситуация другая. Есть возможность отрабатывать новые методы ведения боевых действий, методы и технику десантирования. Молодцы, что они возобновили десантирование с больших высот.
Кстати, операцией руководил заместитель министра обороны Юнус-Бек Евкуров. Он на своем месте. Это мой воспитанник. Я очень горжусь им. Очень толковый, порядочный генерал.