Эксперт рассказал о средствах быстрой дезинфекции и «волшебных» таблетках

В армии могут появиться новые костюмы биологической защиты

Пока коронавирус ширит наступление, политики и эксперты в разных странах начинают задумываться о мире после пандемии. Вполне возможно, что изменения претерпят и силовые структуры, в том числе армии. Не все из них оказались готовы к новой напасти. Как новый вирус может повлиять на планы развития российской армии, «МК» рассказал военный эксперт, кандидат химических наук, бывший командир звена мобильного отряда гражданской обороны Свердловской области Олег Желтоножко.

В армии могут появиться новые костюмы биологической защиты
Фото: Министерство обороны РФ

–Олег Владимирович, у нас ведь в стране уже было событие, которое повлияло на состав Вооруженных сил.

– Вы имеете в виду Чернобыль?

–Да. COVID-19 тоже может стимулировать изменения в нашей армии, оборонзаказе?

–Обе ситуации беспрецедентны. Есть, правда, одно «но». Раньше любое заражение, загрязнение носило локальный характер. Можно было как-то изолировать район, выставить посты и уже дальше бороться в очаге непосредственно. Таким, по сути, и был Чернобыль. Сейчас все по-другому – заражение носит глобальный характер, и борьба с ним тоже должна вестись глобально. Конечно, изменения будут у всех и везде. В том числе, и в российской армии.

–Придется корректировать гособоронзаказ, госпрограммуй вооружений в сторону увеличения закупок средств биологической защиты, развития системы военной медицины?

–Думаю, корректировка уже происходит. Ведь то же строительство шестнадцати многофункциональных центров Минобороны не было предусмотрено оборонзаказом на 2020 год. Естественно, после пандемии будет переоценка, внесение корректив в гособоронзаказ.

Причем важно отметить – дополнительных денег вряд ли перебросят из бюджета на военные нужды. Речь идет именно о перераспределении средств: чего-то будут закупать меньше, от чего-то, возможно, и вовсе откажутся. Но, разумеется, не в ущерб обороноспособности страны. Это четко надо понимать.

–Что именно, на ваш взгляд, будут закупать – новые средства защиты, спецтехнику?

–Я думаю, в первую очередь, немного пересмотрят снаряжение для работы в очаге заражения. Пандемия уже выявила проблему: снаряжение есть, средства защиты есть, но все они достаточно специфические. Допустим, когда работают медики-вирусологи, им не нужны тяжёлые костюмы, защищающие вообще от всего. Им нужен более лёгкий костюм, который легко надевается и снимается. В нем должно быть комфортно работать в помещениях. Надо чтобы его легко можно было утилизировать.

Разработка и внедрение такого снаряжения сейчас, как мне кажется, и должна выйти на первый план. А еще должны появиться специальные лекарства и профилактические химикаты…

–Вы имеете в виду какие-то антидоты, противовирусные средства? Так это ведь прерогатива медицинского сектора, не военного…

–Не соглашусь. Особенно когда речь идет об антидоте. В аптечках военнослужащих есть такой препарат как радиопротектор. Его предполагается применять в условиях ядерной войны, радиоактивного заражения. Точно такой же препарат, так называемый вирусный протектор-антидот, должен появиться в армии.

Схема простая: принял таблетку, и какой-то уровень защиты получил, который позволит дотянуть до госпитализации. Не удивлюсь, если специалисты и ученые в каком-нибудь медицинском НИИ или в технополисе «Эра» уже этим озадачены.

–Возможно ли появление новых методов диагностики? Например, разработка и внедрение новых мобильных военных лабораторий, уже с учетом уроков коронавирусной пандемии?

–Естественно, нам нужны средства быстрой диагностики, подобные тому же дистанционному измерению температуры. И такие лаборатории есть, но их пока очень мало. Вот как раз в гособоронзаказе и могут скорректировать такую статью расходов…

Пока у нас преобладает диагностика путём анализа биологических жидкостей. Это довольно сложно, это контакт с заражённым при отборе проб. И результаты получаются в течение довольно длительного срока.

–Чем еще, на ваш взгляд, должна обзавестись армия?

–Средства быстрой дезинфекции. В принципе, они существуют, но им требуется более мощный дезинфектор. То есть, когда производится распыление в больших объёмах, на большие площади. Не помешает разработка и нового реагента, более эффективного и дешевого, чем тот, что есть сейчас. Тут нужно, как говориться, сработать «на вырост».

–А что касается новой спецтехники – нужны ли новые образцы? Или то, что используется сейчас, например, для санобработки, вполне хватает?

–В этом аспекте, считаю, у нас тылы прикрыты. Техники для дезинфекции и спецобработки у нас достаточно, и она вполне современная. Об этом свидетельствует тот факт, что наши подразделения именно с этой техникой в Италии и Сербии показывают превосходные результаты – за какие-то часы отмывают целые городки! Так что в этом направлении, повторюсь, у нас все хорошо. Главное, чтобы не образовывалось недостатка.

–Олег Владимирович, мы говорим о химикатах, антидотах, технике, «железе». А могут ли после победы над коронавирусом появиться новые спецподразделения? «Противовирусная гвардия» какая-нибудь…

–Думаю, в этом нет необходимости. Скорее всего, будет отчасти пересмотрено и закреплено более тесное взаимодействие с государственными структурами. Вводить дополнительный штат медиков, который в отсутствие угрозы просто не будет использоваться – это нерационально.

То есть, введение дополнительного медицинского персонала, пусть даже военного, в состав войск радиационной, химической и биологической защиты нецелесообразно.

А вот совершенствование системы госпиталей – будет, безусловно! Возможно, специализация этих госпиталей должна быть, и накопление соответствующего опыта лечения, резервирование лекарственных средств.

Здесь коронавирус уже сыграет позитивную роль – подготовит нас к возможным более глобальным и опасным пандемиям.

Читайте также: "Теория об искусственном коронавирусе проникла в Кремль"

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру