И вот 1 апреля вступил в силу закон о внесении в Кодекс об административных правонарушениях «противоэпидемических» изменений…
Прошла неделя. Но в правоприменении пока царит полная путаница: новые нормы почти не работают, а за одинаковые грехи сплошь и рядом наказывают по-разному.
Новостные ленты полны сообщениями, из которых следует: кого-то за нарушение жесткого, предписанного Роспотребнадзором по возвращении из-за границы карантина, оштрафовали на 1 тысячу рублей, а кого-то «всего лишь» за выход из дома дальше положенного - на 20 тысяч рублей.
Чтобы понять, что происходит, придется заглянуть в наш КоАП.
Если в «период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания», говорится там теперь, гражданин нарушит предписания Роспотребнадзора вроде «сидеть две недели дома по возвращении из-за границы», его ждет внушительный штраф от 15 до 40 тысяч рублей.
Это часть 2 статьи 6.3 КоАП («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»). Режим повышенной готовности введен на территории всех субъектов РФ, и эту норму можно применять всюду.
Если же вы «просто» нарушили общие правила поведения, установленные федеральными или региональными властями в условиях режима повышенной готовности, но не больны, не приехали из-за рубежа и не проживаете совместно с больным - по вам плачет новая статья КоАП 20.6.1. Кому выходить можно, кому нельзя, как далеко, по какой надобности - более-менее жесткие запреты тоже есть везде. Пренебрежение ими грозит россиянину штрафом от 1 до 30 тысяч рублей, но на первый раз можно отделаться и письменным предупреждением.
Конкретные наказания должен определять суд.
Вот что написано на бумаге. А что на практике?
Юристы службы «Апология протеста» 6 апреля изучили данные системы ГАС РФ «Правосудие», где содержатся данные о работе судов общей юрисдикции, и выяснили: новой статьи 20.6.1 пока в рубрикаторе нет, и сказать, применяется ли она, нельзя.
А по статье 6.3, сказал «МК» глава службы Алексей Глухов, «в более чем половине регионов дела есть, но чтобы их посчитать, как правило, хватает пальцев одной руки». Рекордсмен здесь - Татарстан: там в судах их было уже более 510.
Привлекают и в других местах: у юристов службы есть, например, обращение из Южно-Сахалинска, где человека оштрафовали на 20 тысяч - он нарушил карантин, установленный санитарными властями. Но иногда по статье 6.3 КоАП пытаются оштрафовать граждан, которые на карантин не посажены, а лишь вышли на улицу, нарушив местные правила. А это, напомним, минимум 15 тысяч рублей, больше прожиточного минимума…
В основном же, говорит г-н Глухов и подтверждают многочисленные сообщения СМИ, к нарушителям региональных правил полиция применяет чаще всего не новую 20.6.1, а старую 19.4 («Неповиновение законному распоряжению должностного лица…»), где наказание намного мягче: предупреждение или штраф в 500 -1 тысячу рублей. Московская полиция, например, на днях отчиталась более чем 140 протоколами как раз по статье 19.4. В Самарской области, в Петербурге и других регионах тоже больше всего потоколов именно по ней.
Но бывает и так: вроде бы «плачет» по гражданину жесткая 6.3 КоАП, потому что нарушил карантин по возвращении из-за границы, как одна заехавшая по дороге из аэропорта за сыном жительница Камчатки - но наказывают его лишь по 19.4!
«Трудно сказать, почему правоохранители не используют или не очень активно используют новые составы. Но ведь и судьи порой не знают, как применять новые законы, пока им Пленум ВС не разъяснит»,- предположил в разговоре с «МК» адвокат Дмитрий Сухов. Четких указаний и разъяснений, видимо, не было.
Возможно, 20.6.1 «спит», потому что региональные власти ещё не определились, какие именно должностные лица на их территории имеют право составлять по ней протоколы? Потихоньку определяются. В Татарстане такой перечень уже есть. В Московской области и Москве тоже, но лишь тех, кто может штрафовать ИП и организации.
Граждан в столице, видимо, решили штрафовать по региональному КоАП: внесенные в него на днях изменения обещают за нарушение правил поведения в условиях особого режима от 4 тысяч до 5 тысяч рублей. 8 апреля опубликовано соглашение между МВД и столичным правительством о наделении полицейских полномочиями по составлению протоколов.
Но как же суды будут рассматривать административные дела, если 8 апреля Верховный суд продлил действующие ограничения на их работу до 30 апреля? Дмитрий Сухов напоминает: в принципе, если гражданин согласен, чтобы дело рассматривалось в его отсутствие, и признает свою вину, суд может принять решение и в его отсутствие, «но если человек желает участвовать в процессе и отстаивать свою правоту, придется ждать окончания карантина». Рассмотрение дел по видеоконференцсвязи возможно, только если сам привлекаемый к ответственности на это согласен, и если в суде есть возможность такой формат обеспечить. Сейчас же «всё сдвигается, снежный ком отложенных дел растет»,- признает адвокат…
Хотелось бы, чтобы вызванный экстраординарными обстоятельствами хаос в жизни не усугублялся хаосом законодательным и правоприменительным. Но об этом, похоже, приходится лишь мечтать.