Около 70% населения страны не поддерживают законопроект, но сейчас они целиком поглощены паникой на фоне пандемии. Верховная рада Украины в первом чтении приняла закон, разрешающий распродажу земли и запрещающий ее национализацию. За документ проголосовали большинство депутатов от «Слуги народа», «Европейская солидарность» и «Голос». Против выступила только «Батькивщина», а «Оппозиционная платформа» не стала голосовать, заявив, что будет оспаривать законность принятия законопроекта. В итоге, документ приняли голосами 259 человек, против выступили 24 парламентария, 3 воздержались, а 29 вообще проигнорировали голосование.
Если противники законопроекта не смогут добиться его отмены, с 2021 года украинцы смогут начать скупать землю, но не больше 100 гектар в одни руки. С 2024 года размер лотов увеличится до 10 тысяч гектар. А площадь Чернигова, например, 8 тысяч гектар. При этом в 2021 году покупателями могут стать только физические лица, а с 2024 года к ним присоединятся юридические лица. Иностранцев к распродаже Украины допустят только пот результатам референдума, который может состояться до конца 2020 года.
Президент республики Владимир Зеленский утверждает, что закон необходим для того, чтобы страна смогла получить кредит от МВФ, без которого она не выживет в борьбе с коронавирусом, экономическим кризисом и так далее.
В этом замкнутом круге угроз гибели всего сущего официальный Киев решил нарушить собственные правила по борьбе с заразой, чтобы провести внеочередную сессию парламента для рассмотрения вопроса по земле. Но хотели как лучше, а получилось как всегда. Документ начинали рассматривать во время очередной сессии и по украинским законам в том же формате за него должны были голосовать. Но Зеленский очевидно очень торопился. Поэтому пошел на нарушение, убедив депутатов созвать внеочередную сессию и на ней быстренько «закрыть вопрос».
С чем это может быть связано, «МК» выяснил у экспертов:
Константин Бондаренко, глава фонда «Украинская политика»:
- Принятие закона о земле было одним из требований Международного валютного фонда и одним из условий предоставления Украине финансовой помощи. Часть экономистов в окружении Зеленского предлагали пойти на объявление дефолта и отказ от условий МВФ. Зеленский не рискнул и сделал все, чтобы продавить уступки МВФ. Голосование «Голоса» и «Европейской солидарности» было прогнозируемым - обе фракции принципиально не возражали против закона о земле. Неожиданностью было то, что президентская фракция дала слишком мало голосов - фактически произошёл демарш группы Коломойского. Второй неожиданностью стало голосование группы «Доверие» - значительная часть представителей этой группы занимала ранее противоположную позицию. Говорить о массовых акциях протеста в условиях карантина и начала посевной вряд ли приходится. Тем более, что в принятом законе учтены ряд смягчающих мер - ограничено количество земли, которую можно купить, вопрос продажи земли иностранцам вынесен на референдум. Таким образом, широких протестов пока не ожидаем.
Алексей Якубин, украинский политолог:
- Карантин значительно усилил социально-экономический кризис на Украине. Фактически, Зеленский сжег все мосты для того, чтобы принятие закона о земле выглядело неизбежным. Тем не менее, голосование в условиях карантина создает сложности для реализации документа. Конечно, Зеленский еще во время своей президентской кампании выступал за создание рынка земли. Но время было упущено, и к моменту голосования даже президентская фракция раскололась. В частности, поддерживать рынок земли отказались депутаты, лояльные Игорю Коломойскому. «Демократический централизм» больше не работает. Что касается процедурных момент, то в первом чтении закон приняли с нарушением процедуры по двум причинам: нельзя голосовать за документ на внеочередной сессии, если его начинали рассматривать на очередной, и нельзя начинать заседание парламента в один день, а заканчивать его в другой. Закон о земле начали обсуждать днем 30 марта, а проголосовали за него ночью 31 марта. Чтобы все прошло по правилам, надо было закрыть одно заседание и открыть другое. Процедуру наверняка будут оспаривать. Конечно, сегодня Конституционный суд во многом подыгрывает президенту, но в принципе, есть все основания для того, чтобы завернуть документ. Зеленский может думать, что подсластил населению пилюлю за счет того, что закон вступит в силу только в 2021 году, а в полную силу с 2024 года, но это вряд ли кого-то серьезно успокоит. Количество недовольных открытием рынка земли за время его обсуждения увеличилось с 50 до 70%. Но пока массовых протестов ожидать не приходится. Люди целиком погружены в обсуждение коронавируса».